МБОУ г. Иркутска СОШ №49

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССОВ МБОУ СОШ № 49 В 2011-2012 УЧЕБНОМ ГОДУ

 

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО___

Протокол № 4

от «18 марта» 2013_г.

Хаустова О.В.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

__________________

«26 марта» 2013 г.

Егорова Е.А. 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ №49       

_________________

«___»__________ ____г.   

 Серкова М.В.              

 

 

Пояснительная записка к экзаменационным билетам по обществознанию 9 класс.

 

Экзамен по обществознанию проводится по выбору учащихся.

Экзаменационные билеты:

- соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236);

- подготовлены с учётом федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 108Э)

- составлены на основе примерных экзаменационных билетов «Вестника образования» № 3-4  за февраль 2007года.

- программы:  Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. 6-7 классы. Программа курса – М.: Русское слово, 2008; Кравченко А.И.Обществознание.8, 9, 10. 11, кл. Программа курса. М.: Русское слово, 2008

- соответствуют содержанию учебника Кравченко А.И. Обществознание. 8 класс, 9 класс.

Экзаменационные билеты охватывают содержание курса по обществознанию за 8-9 класс.

Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся.

Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме.

 

Структура экзаменационных билетов

Число билетов – 30.  Каждый билет включает 3 вопроса.

Первые вопросы воспроизводят важнейшие тематические единицы курса. Они направлены на проверку теоретических знаний, а также знания моральных и правовых норм, что одновременно предполагает проверку умений их логично излагать, перестраивать, аргу­ментировать и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки выпускников.

Владение знанием на теоретическом уровне предполагает:

  • знание определений основных понятий курса, их существенных признаков, умение привести правильные примеры для конкретизации отдельных признаков понятия, употребление понятий в пра­вильном контексте;
  • понимание функциональных и причинно-следственных связей меж­ду общественными явлениями, социальными процессами, умение раскрыть эти связи, обоснование связи между причиной и след­ствием;
  • понимание содержания социальных норм, умение назвать общее и различное между определенными социальными нормами, привес­ти примеры социальных норм, раскрыть роль различных соци­альных норм в системе регуляции общественных отношений;
  • умение раскрывать на примерах теоретические положения, ис­пользуя при этом и собственные примеры;
  • умение логически стройно излагать в соответствии с вопросом билета соответствующие факты, идеи, делать выводы.

Вторые вопросы даны в виде фрагментов документов с заданиями к ним или в форме познавательных задач. Они направлены на выявление умения применять для решения таких задач полученные знания.

В зависимости от характера вопроса могут быть востребованы умения:

  • понимать смысл поднятой в тексте или задаче проблемы;
  • извлекать знания из предложенных текстов;
  • различать факты и субъективные мнения;
  • формулировать ответы на поставленные вопросы;
  • использовать соответствующие теоретические знания в контексте ответа;
  • обосновывать и аргументировать их с опорой на теоретические знания и социальный опыт;
  • приводить примеры;
  • выражать собственное мнение по обсуждаемой теме и свое отно­шение к социальным явлениям;
  • давать оценку действий субъектов социальной жизни с позиций обществоведческого знания.

Третьи вопросы представляют условные ситуации, требующие от уче­ника адекватных практических решений и планирования собственных дей­ствий. Они направлены на выявление и оценку не только уровня овладения предметным содержанием обществознания, но и сформированности пред­метной компетентности, то есть способности решать средствами обще­ствознания проблемы, которые могут встретиться учащемуся в повседнев­ной жизни   и практической деятельности.

Для того чтобы человек был способен выполнять определенный вид социальной деятельности, необходимо, чтобы он:

  • знал ту область, в которой будет происходить его деятельность, те процессы, которые протекают в ней, условия, в которых они про­исходят; типичные проблемы данной области;
  • владел обобщенными способами,  выработанными человеческим опытом деятельности в данной области;
  • имел собственный опыт творческого решения проблем, относящих­ся к данной области;
  • знал и был готов соблюдать правовые и  моральные нормы,  а также традиции, регулирующие общественные отношения в целом и поведение людей в конкретной области;
  • имел ценностные ориентации,  позволяющие придерживаться оп­ределенного направления этой деятельности;
  • владел общими компетенциями, относящимися к самоорганизации в любой деятельности, взаимодействию с другими людьми, ре­шению проблем;
  • имел желание действовать, порождаемое потребностями, интере­сами, установками, относящимися к определенной области.

В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы умения:

анализировать предложенную условную ситуацию;

  • понимать смысл требований (предписания) задания:
  • определять,  какие знания необходимы для выполнения задания, устанавливать соответствие между существенными чертами и при­знаками конкретных социальных обстоятельств и обществоведчес­кими понятиями;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения практических задач, планирования собственных действий;
  • доказывать обоснованность предлагаемого решения;
  • предвидеть  последствия   определенных  социальных действий и собственного поведения в конкретной ситуации.

 

 

Рекомендации по подготовке к ответу

На подготовку выпускника к ответу целесообразно отвести примерно 30 минут. При устной форме ответа экзаменуемые могут предварительно составлять письменный план ответа, тезисы.

 

 

 

Критерии оценивания ответов на экзаменационные билеты по обществознанию

Критерии оценивания ответа на первый вопрос билета

При ответах по билетам за курс основной школы для оценивания зна­ний учащихся целесообразно исходить из ряда критериев, определя­ющих уровень овладения теоретическим материалом обществоведческого курса:

Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привел собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сде­лал обоснованный вывод.

Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся (не допус­кая ошибок) правильно изложил теоретический вопрос, но недо­статочно полно или допустил незначительные неточности, не иска­жающие суть понятий, теоретических положений, правовых и мо­ральных норм. Примеры, приведенные учеником, воспроизводили материал учебников. На заданные экзаменаторами уточняющие воп­росы ответил правильно.

Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные поло­жения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения.

Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не рас­крыл теоретический вопрос, на заданные экзаменаторами вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.

Критерии оценивания ответа на второй вопрос билета

Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), полно и правильно выполнил предложенные задания, про­явил высокий уровень всех требующихся для выполнения заданий знаний

и умений.

Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), предложенные задания выполнил правильно, но недоста­точно полно. На заданные экзаменаторами вопросы ответил правильно. Проявил необходимый уровень всех требующихся для выполнения заданий

знаний и умений.

Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), но смог выполнить задание лишь после дополнительных вопросов, предложенных экзаменаторами. При этом на поставленные экза­менаторами вопросы не вполне ответил правильно и полно, но подтвердил ответами понимание вопросов и продемонстрировал отдельные требующи­еся для выполнения заданий знания и умения.

Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не понял смыс­ла текста (задачи), не смог выполнить задания. На заданные экзаме­наторами вопросы ответил неудовлетворительно, не продемонстрировал сформированность требующихся для выполнения заданий знаний и уме­ний.

Или. Учащийся понял отдельные детали текста, но не его основной смысл, задания выполнил неправильно, на заданные экзаменаторами воп­росы ответил неудовлетворительно, не продемонстрировал сформирован­ность требующихся для выполнения заданий умений.

Критерии оценивания ответа на третий вопрос билета

Отметка «5» по третьему вопросу ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоре­тических знаний.

Отметка «4» ставится, если при выполнении задания допущены незна­чительные ошибки.

Отметка «3» ставится, если экзаменуемый справляется с заданием лишь при помощи экзаменатора.

Отметка «2» ставится, если экзаменуемый не может выполнить зада­ние даже при помощи экзаменатора.

 

Общая отметка по ответу ученика на экзамене выводится как среднее арифметическое из отметок, определяемых отдельно по каждому из трех вопросов билета.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ДЛЯ   ПРОВЕДЕНИЯ  УСТНОЙ  ИТОГОВОЙ  АТТЕСТАЦИИ

ВЫПУСКНИКОВ  9  КЛАССОВ  МБОУ г. ИРКУТСКА СОШ № 49
В 2011-2012 УЧЕБНОМ ГОДУ

 

Билет № 1

1.  Религия, ее роль в жизни современного общества.         

2.  В России в процессе перехода к рыночной экономике разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате 10% самых богатых  в 1993 г. получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами использует государство?

3.  Вам предложили организовать группу из учеников вашего класса для подготовки выступления перед пятиклассниками на тему «Как компьютер помогает в учебе». Кого бы из своих одноклассников вы попросили бы принять участие в этой работе? Какие качества личности вы учли бы, осуществляя свой выбор?

 

Билет № 2

1.  Власть. Роль политики в жизни общества.         

2.  Люди, жившие в первой половине XX века, не знали ни телевизора, ни мобильного телефона, ни стиральных машин. А для их детей и внуков все это, как и сверхзвуковые самолеты, кондиционеры, персональные компью­теры, стало частью обычной жизни.  Какие выводы о развитии науки и образования можно сделать из этих фактов?

3.  Вы приобрели в магазине телевизор, гарантия которого три года. Какие действия вам необходимо осуществить, чтобы в случае поломки те­левизора до истечения гарантийного срока воспользоваться правами, пре­дусмотренными законом?

 

Билет № 3

1.  Право, его роль в жизни государства и общества.

2.  Испанский социолог М. Кастельс вывел следующую формулу постин­дустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества постарался выразить ученый? Чем еще характеризу­ется данное общество?

3.  На улице вы увидели группу людей, которые призывали взрослых вместе с детьми перекрыть пролегающую поблизости автомобильную ма­гистраль, чтобы заставить власти   прекратить начавшуюся вырубку находя­щегося рядом старинного парка. Как вы поведете себя? Объясните вашу позицию.

 

Билет № 4

1.  Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.          

2.  «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух пред­ставленных в вопросе вы считаете верным и почему?

3.  На улице вы стали свидетелем ограбления пожилого человека и пришли в милицию, чтобы рассказать о происшедшем. Как вы должны вести себя при снятии с вас свидетельских показаний? Что при этом дол­жны предпринять следственные органы? Почему?

 

Билет № 5

1. Наука в жизни современного общества.

2.  Для приобретения компьютера несовершеннолетний гражданин П. решил продать в антикварный магазин дорогую старинную вазу, доставшу­юся ему по наследству. При совершении сделки владелец магазина попро­сил предъявить завещание и паспорт, после чего выдал подростку деньги за приобретенную у него вещь. Узнав о совершенной сделке, родители подростка подали в суд на владельца магазина. Какое решение должен вынести суд по данному делу? На статьи какого кодекса будет опираться суд при вынесении решения?

3.  К вам обратилась группа ребят, предложившая вступить в их орга­низацию «Юные защитники справедливости». Как вы будете реагировать на это предложение? Объясните ваши действия.

 

Билет № 6

1.  Политический режим. Демократия.

2.  «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право пресле­довать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество» - так сформу­лировал основной принцип рыночной экономики ученый А. Смит. Раскройте смысл этого утверждения и аргументируйте его.

3.  На территории, примыкающей к заповеднику, региональные власти решили строить нефтеперерабатывающий завод. Население региона раз­делилось на два лагеря: защитников природы, выступающих против этого строительства, и сторонников открытия нового предприятия, позволяющего решить серьезную для данной территории проблему безработицы. Вы оказались в группе местных жителей, в которой спорили сторонники той и другой позиции. Какую из этих позиций вы готовы поддержать? Какие аргументы вы приведете?

 

Билет № 7

1.  Правоохранительные органы в Российской Федерации.

2.  Русский философ И.А. Ильин считал, что необходимо «научить народ самостоятельно думать о государственной жизни, понимать ее задачи и самостоятельно действовать во имя ее целей». Нужно ли это делать в наше время? Если такую задачу не решать, то каковы будут последствия этого? Объясните ваш ответ.

3.  Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выполнять это поручение? Намечаемые действия объясните.

 

Билет № 8

1.  Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.        

2.  Государство или правительство должно гарантировать осуществле­ние прав и свобод человека? Объясните свой выбор ответа.

3.  Представьте, что в одной из поездок вы оказались в окружении людей, которые не понимают вашего языка. Что вы будете делать? Какими способами попробуете установить контакт при отсутствии сопровождающе­го лица?

 

Билет № 9

1. Биологическое и социальное в человеке.   

2. Ученые сделали попытку изучить воздействие различных факторов повышения производительности труда на рост объемов производства. Со­гласно их оценкам около 30% этого роста происходит за счет технического прогресса. Назовите другие факторы, которые обеспечивают повышение производительности труда.

3. В вашу квартиру, в которой в данный момент находитесь только вы, пришли с обыском сотрудники милиции. Они объяснили, что по их данным в вашем доме хранятся наркотики. Какие предусмотренные законом дей­ствия вы можете предпринять в данной ситуации? Куда следует обратиться в том случае, если ваши законные действия сотрудники милиции проигно­рируют?

Билет № 10

1.  Экономика и ее роль в жизни общества.     

2.  Прочитай отрывок из работы современного социолога. «Родители

и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане.

У родителей должна быть власть над детьми - это во всеобщих интересах.

И все же их отношения должны в принципе носить характер равноправия.

В демократической семье власть родителей основывается на неписаном соглашении». Как ты понимаешь слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает всеобщим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются? Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между родителями и детьми?

3. Вам исполняется 16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на временную работу, чтобы заработать деньги для покупки подарка ро­дителям. Какие документы вы должны предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подписываемого вами документа следует обратить особое внимание?

 

Билет № 11

1.  Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.

2.  Шотландский ученый-экономист Адам Смит исследовал и описал механизм рыночного регулирования экономики без вмешательства госу­дарства, назвав его «невидимой рукой» рынка. Объясните действие этого механизма.

3. У пятиклассника М. в связи с длительной болезнью появились про­блемы с учебой. Возникшие пробелы затрудняют усвоение нового матери­ала. Вас попросили пятикласснику помочь. Составьте план своих возможных действий.

 

Билет 12

1.  Экономические системы и собственность. Право собственности.

2.  Французский писатель Антуан  де Сент-Экзюпери однажды написал: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то». Установи связь между мнением писателя и тем, что ты изучил в курсе обществознания о

развитии способностей человека. Что необходимо человеку, чтобы стать музыкантом, поэтом, художником, ученым?

3. Проанализируйте свой нынешний социальный статус. Попытайтесь спрогнозировать его изменения в ближайшем будущем. Какие новые ста­тусные позиции вы хотели бы обрести? Что вы сделаете для этого?

 

Билет № 13

1.  Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».   

2.  Прочтите документ и ответьте на вопросы к нему. Австрийский эко­номист Ф.А. Хайек писал: «Поскольку никакой мыслимый центр не в состо­янии всегда быть в курсе всех обстоятельств постоянно меняющихся спроса и предложения на различные товары и оперативно доводить эту информа­цию до сведения заинтересованных сторон, нужен какой-то механизм, ав­томатически регистрирующий все существенные последствия индивиду­альных действий и выражающий их в универсальной форме, которая была бы и результатом прошлых и ориентиром для будущих индивидуальных решений. Именно таким механизмом является в условиях конкуренции си­стема цен, и никакой другой механизм не может его заменить. Наблюдая движение сравнительно небольшого количества цен, как наблюдает инже­нер движение стрелок приборов, предприниматель получает возможность согласовывать свои действия с другими. Существенно, что эта функция системы цен реализуется только в случае конкуренции, то есть лишь при условии, что отдельный предприниматель должен учитывать движение цен, но не может его контролировать».

Объясните, почему ученый называет рыночную цену товара' «резуль­татом прошлых и ориентиром для будущих индивидуальных решений» про­изводителей. Используя знания курса «Обществознание» и авторский текст, объясните действие механизма рыночных цен как координатора поведения основных участников рынка (потребителя, производителя).

3. Вам поручили сделать в классе сообщение о важнейших событиях за месяц в стране и в мире. Как вы будете готовиться к выступлению? Запланированные действия объясните.

 

Билет № 14

1.  Предпринимательство.

2.  Гражданин иностранной державы, находясь за рулем автомобиля, совершил наезд на пешехода в одном из городов России. При составлении протокола на месте ДТП между его показаниями и показаниями пострадав­шего возникли разногласия: каждый из них доказывал свою невинностью. Кто из них в данной ситуации имеет больше прав? Имеет ли право инос­транный гражданин на получение квалифицированной юридической помо­щи и на судебную защиту его прав? Аргументируйте ваш ответ.

3. В одном из девятых классов шел диспут, посвященный выбору про­фессии. Один из выступающих утверждал, что в основе выбора профессии лежит стремление реализовать свои силы и возможности. Другой высказал соображение, что многими людьми движет желание получать большую зарплату. Третий отметил, что при выборе профессии люди ориентируются на потребности страны в тех или иных специалистах. И одна ученица сказала, что важно также видеть пользу, которую выбранная профессия при­несет людям. Кого бы поддержали вы? Обоснуйте вашу собственную пози­цию по обсуждаемому вопросу.

 

Билет № 15

1.  Социальные конфликты, пути их решения.

2.  Для удовлетворения жизненных потребностей человека необходимы деньги. Джек Лондон однажды написал:  «Больше денег - больше жизни». Предположите, какие аргументы и какие контраргументы могли бы выста­вить защитники и противники этой точки зрения.

3.  Вы шли по улице мимо киоска, в который незаконно пытались про­никнуть грабители. Проезжавший мимо милицейский патруль задержал вас вместе с грабителями. Какие согласно закону у вас есть права и обя­занности в этой ситуации? Как вы должны себя вести в этом случае?

 

Билет № 16

1.  Органы государственной власти Российской Федерации.

2.  Отечественный писатель и педагог А.С. Макаренко в своих воспоми­наниях о работе с беспризорниками написал: «Мы натирали полы каждый день. Натерли пол, зал блестит, и кто-то прошел в грязных ботинках по полу. Пустяковый случай. Уверяю вас, никакое воровство, никакое хулиганство не доводило меня так до белого каления, как эти грязные следы. Почему нагрязнил? Потому что никто не видел. Ведь это, может быть, тот... который от других требует правильного поведения, идет впереди. И когда он остался один, наедине, когда его никто не видел, - он плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на свою этику и красоту, потому что никто не видел». Выделите в прочитанном факты и личное авторское мне­ние.

Что, на ваш взгляд, возмутило А.С. Макаренко в описанной ситуации? Какие черты личности воспитанников и автора отражаются в тексте?

3. Ваши друзья решили заработать деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Оценив свои возможности и интересы, они остановились на следующих вариантах заработка: открытие салона «Срочное фото», про­кат видеофильмов, доставка пиццы на дом заказчику, кукольный театр (спек­такли), изготовление рамок для картин. Для принятия рационального реше­ния им нужен ваш компетентный совет. Какие факторы необходимо учесть для   обеспечения успешности начатого дела?

 

Билет № 17

1.  Семья как малая группа.     

2.  Сравните две позиции, два приоритета в экономической политике государства: 1) максимально полное вытеснение государства из сферы регулирования экономических отношений, уменьшение числа его функций, полная свобода рынка и цен; 2) возрастание роли государства в регулиро­вании экономических и социальных процессов. Какую позицию вы бы под­держали? Можно ли учесть обе позиции и добиться компромисса? Аргу­ментируйте ваш ответ.

3.  Вы с другом возвращались домой со спектакля, который закончился в одиннадцать часов вечера. К вам подошел наряд милиции и попросить предъявить документы, которых у вас не оказалось. Имеют ли право сотруд­ники милиции задержать вас для установления личности? Что они должны предпринять для этого? Каков может быть срок вашего задержания?

 

Билет № 18

1.  Особенности подросткового возраста.

2.  Современный правовед Е. Лукашова пишет: «В цивилизованном об­ществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самосто­ятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с пред­ставительными органами   и органами управления, тем выше в стране уро­вень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан. <...> В государстве, стремящемся стать правовым, суд обязан быть именно Судом - авторитетным, властным, самостоятельным, подлинно независимым. Люди хотят видеть в нем не бюрократическое учреждение, долгое на разбирательство и скорое на расправу, а реального гаранта их прав, надежного защитника их интересов».

Сформулируйте основную идею прочитанного текста. Раскройте смысл следующего высказывания: «В цивилизованном обществе суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость».

3. Вы принимаете решение, что делать после окончания 9 класса. Что нужно предпринять, чтобы ваше решение выполнить? Дайте обоснование принимаемому решению и намечаемым действиям.

 

Билет № 19

1.  Социальные ценности и нормы. Мораль.

2.  Прочтите документ и ответьте на вопросы к нему. Современный российский экономист В.И. Данилова-Данильян пишет: «Рынок - это, прежде всего, система, обеспечивающая свободу в хозяй­ственных действиях. Потребитель свободен в выборе товара, производите­ля, форм приобретения товара и т.п. Производитель свободен в выборе вида деятельности, объема, форм ее реализации и т.д. ...Рыночные свобо­ды формировались постепенно, вместе с созреванием общества, способно­го их гарантировать на деле... Рынок порождает силы, действующие против его собственных свобод, - монополизм, кризисы перепроизводства, чрез­мерное неравенство, влекущее за собой социальную неустойчивость. Поэто­му лучше стеснить рынок сравнительно мягко, ограничивая его силы, неже­ли оставить им возможность развернуться во всю ширь, так что в резуль­тате рынок деградирует или будет разрушен стихийными социальными ударами».

Какие свободы предоставляет общество с рыночной экономикой? Объясните необходимость регулирования и стеснения рыночных свобод. Приведите примеры отрицательного воздействия рыночной стихии на эко­номику.

3. В течение года вы работали по договору в фирме, производящей канцелярские принадлежности. Поскольку сумма заработка была достаточ­но высокой, вы решили освободиться от родительской опеки и добиться объявления себя полностью дееспособным. Имеете ли вы на это право, если вам исполнилось 16 лет? Какая может возникнуть трудность и есть ли способ ее преодоления?

 

Билет 20

1.  Социальная структура общества.

2.  Среди ответов учащихся 9 и 11 классов на вопрос о том, что такое гуманность, были, например, такие: «Гуманность - это когда человек болеет за все»; «Когда человек не перекладывает все на других»; «Гуманность - это когда человек уважает себя и других, верит в силы добра»; «Это лучшее из челове­ческих качеств, когда в любой ситуации этот человек - в лучшем смысле человек». Раскрывает ли каждое из этих высказываний смысл понятия «гума­низм»? Объясните ваши выводы. Изложите ваше понимание гуманизма.

3.  18-летний брат вашего одноклассника остался без работы в резуль­тате сокращения числа работников предприятия. Посоветуйте ему, как ве­сти себя в этой ситуации. Что необходимо, чтобы получить статус безра­ботного и пособие на время поиска работы? Предложите ваш план дей­ствий.

 

Билет № 21

1.  Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.   

2.  Гражданка М. приобрела в магазине красивые и дорогие осенние сапоги. Во время покупки товара хозяин небольшого бутика уверял, что сапоги сделаны из натуральной кожи. Однако через два месяца носки у гражданки М. началась аллергия. Обратившись к специалистам, она уз­нала, что причиной аллергии были сапоги, сделанные из синтетических материалов. Приведите признаки, доказывающие, что продавец - хозяин магазина совершил правонарушение. Назовите вид правонарушения и объясните, почему это нарушение относится именно к данному виду.

3.  Вам предстоит выполнить учебное социологические исследование по проблемам современной семьи. Какие вопросы вы включили бы в анкету для выяснения отношения различных групп людей к семье и браку?

 

Билет № 22

1.  Рынок и рыночный механизм.

2.  Н.Г. Чернышевский, деятель российской культуры XIX века, писал: «Молодое поколение есть полный наследник того богатства, которое со­брано предыдущими поколениями, и, так же как наследник какого-нибудь материального имения, может по произволу умножить его или расто­чить».

О каком богатстве, собранном предыдущими поколениями, он говорит? Какова связь данного утверждения с изученным вами материалом о духов­ной культуре человека и общества? Как вы думаете, что могут означать слова «умножить» и «расточить» в отношении духовной культуры?

3.  Дедушка и бабушка завещали вам квартиру. Как должен быть офор­млен документ, дающий вам право на наследство, чтобы он был признан правомочным? Какие документы вам необходимы для подтверждения ваше­го права на наследство? Какие действия в отношении полученной в наслед­ство квартиры вы можете совершать до достижения вами совершеннолетия и при каких условиях?

 

Билет № 23

1.  Понятия «правовая норма» и «нормативно-правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.

2.  Слово «школа» по-гречески буквально «досуг», и у древних греков школой считались свободные от обязанностей занятия, развлечения, игры. Разнообразие таких занятий считалось основой развития личности. Как вы думаете, почему древние греки уделяли такое внимание игре? Как влияет игра на развитие человека? В чем ее особенности как формы деятельно­сти?

3.  Вам поручили подготовить реферат на тему «Современное информа­ционное общество». Составьте план ваших действий для выполнения этого задания.

 

Билет № 24

1.  Экономические цели и функции государства.

2.  Гражданка К. оплатила обучение на курсах иностранного языка, но из-за болезни педагога занятий было проведено значительно меньше, чем это было предусмотрено по учебному плану, и программа курса не была прой­дена. Гражданка К. решила вернуть свои деньги и подала заявление в суд. Нормы какой отрасли   права станут   основанием при   рассмотрении дела в суде? Приведите два аргумента, подтверждающие ваш ответ.

3.  В одной семье возник спор о том, как относиться к работе. «Всех дел не переделаешь», - утверждал папа. «Без дела жить - только небо коптить», -говорила мама. А дочка посмеивалась: «Белые ручки чужие труды любят». Представьте подобный разговор в вашей семье. Что бы сказали о своем отношении к труду вы сами? Как бы вы обосновали свою позицию?

 

Билет № 25

1.  Мышление и речь.        

2.  В 90-е гг. доход африканских стран, расположенных к югу от Сахары, снизился по сравнению с концом 70-х гг. Об обострении какой глобальной проблемы свидетельствует этот факт? Какие другие глобальные проблемы существуют в мире?

3.  Вам исполнилось 16 лет, и вы решили устроиться на работу. Каковы ваши дальнейшие действия? Как найти подходящую работу? Какую вы предложите информацию о себе будущему работодателю, чтобы получить желаемое место работы?

 

Билет № 26

1.  Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

2.  М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» описал действия мужика, кото­рый, чтобы спасти генералов, «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков... Потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек... разной провизии...».

Какую форму деятельности описал автор? Каковы признаки этой фор­мы деятельности и как они отражены а тексте?

3. Подойдя к двери своей квартиры, вы обнаружили, что замок взло­ман. Каковы будут ваши действия?

 

Билет № 27

1.  Налоги, уплачиваемые гражданами.

2.  Председатель Конституционного суда Российской Федерации В.Д. Зорь­кин считает: «Любая демократическая конституция создается для граждан и для властей, но по-разному. Конституция призвана гарантировать права и свободы граждан. Что касается любой из властей, она должна ограничить их свободу действовать «по усмотрению по отношению как к гражданам, так и к другим властям. Конституция в отличие от других законов нуждается в гарантиях повышенной стабильности, в защите от частых (и не всегда оправданных) изменений, зачастую диктуемых политическими устремлени­ями».

Сформулируйте главные идеи текста. Опираясь на знания курса, объяс­ните, почему конституция нуждается в гарантиях повышенной стабиль­ности.

3.  Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компа­нии друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными соци­альными ролями? Если да, то как вы их можете разрешить?

 

Билет № 28

1.  Человек и его ближайшее окружение.

2.  Каким кодексом предусмотрена защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина? Приведите примеры соответствующих правоотношений.

3.  Семья Петровых накопила значительную сумму сбережений. Семья рассматривает несколько вариантов размещения своих накоплений: открыть счет в банке, купить новую мебель, приобрести земельный участок для постройки дачи. Помогите семье сделать наиболее рациональный (выгод­ный) выбор с учетом того, что экономисты прогнозируют рост инфляции в течение года 25%.

 

Билет № 29

1.  Личность. Межличностные отношения.

2.  Определите, о каком виде юридической ответственности идет речь в   перечисленных случаях: а) ответственность наступает только за соверше­ние преступления. Реализуется ответственность в наиболее жесткой форме государственного принуждения - лишения свободы; б) ответственность вы­ражается в таких мерах, как выговор, строгий выговор, увольнение и др.; в) ответственность выражается в возложении на виновного обязанности возместить причиненный им имущественный вред. Приведите примеры правонарушений, за которые последует соответствующий вид юридической ответственности.

3.  Вы решили укрепить свое здоровье и приобрести все необходимое для занятий лыжным спортом. Определившись с предметами покупки, вы оценили свои денежные ресурсы. Осталось выбрать место и условия покупки. Есть несколько вариантов выбора: объявления в газете, местный потре­бительский рынок, крупный универмаг, специализированный магазин. Как осуществить доступную и качественную покупку желаемого? Предложите ваши действия   и обоснуйте ваш выбор.

 

Билет № 30

1.  Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.

2.  Инженер, закончивший вуз в середине позапрошлого века, мог не заботиться о повышении квалификации до конца своей трудовой биогра­фии - институтского багажа было вполне достаточно. Знания выпускников начала прошлого века устаревали через 30 лет; современные инженеры должны переучиваться каждое десятилетие. О какой черте (тенденции) общественного развития говорят приведенные факты? Почему современ­ные специалисты должны так часто обновлять свои знания?

3.  Вашему классу дали задание подготовить устный журнал «Экономи­ческие проблемы развития нашего региона». Предложите план подготовки журнала. Какие страницы можно включить в журнал? Где найти материал для их оформления?