МБОУ г. Иркутска СОШ №49

Публичный отчёт за 2012

 Публичный отчёт директора МБОУ г. Иркутска СОШ №49 Марины Владимировны Серковой 2011-2012

В 2011-2012 учебном году муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 49 работала над реализацией следующих задач:

1.   Оптимизация возрастной структуры педагогических кадров, предотвращение оттока перспективных педагогических кадров;

2.   Повышение доступности и качества образования и повышение функциональной грамотности выпускников всех ступеней;

3.   Обеспечение доступности к качественному образованию детей с ОВЗ, их социализация;

4.   Совершенствование содержания и технологий образования в рамках реализации ФГОС 1 ступени;

5.   Повышение эффективности и качества процесса воспитания детей и подростков;

6.   Повышение эффективности управления в системе образования;

7.   Обеспечение соблюдения требований по энергосбережению и энергоэффективности;

8.   Совершенствование экономических механизмов и ресурснорго обеспечения в сфере образования.

1. Оптимизация возрастной структуры педагогических кадров, предотвращение оттока перспективных педагогических кадров;

В 2011-2012 учебном году учебно-воспитательный процесс в школе осуществляли учителя и педагоги в количестве 61 человека, в том числе 7 внешних совместителей.

Образовательный ценз педагогов достаточно высок. Высшее профессиональное образование имеют 90% учителей и педагогов школы.  Средне-специальное образование имеют 6 человек (10%), из них 5 человек обучаются в вузах. Заканчивают обучение в магистратуре 3 человека, обучение в аспирантуре – 1 человек.

Анализ кадрового состава школы по стажу работы показывает, что 39% работников имеют педагогический стаж от 5 до 20 лет. Именно эти учителя, обладая достаточным опытом, готовы к овладению и применению новых методик и технологий, как педагогических, так и информационных, они активны в своей педагогической деятельности. 15% школьных педагогов – это молодые учителя, до 5 лет стажа. Эта группа работников охотно учится, они энергичны, оптимистично настроены на педагогическую работу, близки по духу к обучающимся. 46 % школьного педагогического коллектива составляют учителя, чей стаж работы превышает 20 лет. В эту группу входят опытные учителя, которые могут и хотят поделиться своим опытом, следят за тем, чтобы не ушло из школы то позитивное, что создавалось десятилетиями.

В 2011-2012 учебном году прошли процедуру аттестации на соответствие заявленной квалификационной категории 3 человека, из них 1 – на высшую квалификационную категорию, 2 – на первую квалификационную категорию. Таким образом на конец 2011/2012 учебного года категорийный состав педагогических кадров МБОУ СОШ № 49 составляет в среднем 47,5% выглядит следующим образом:

Первая ступень обучения – 10 (50%),

Вторая ступень обучения – 18 чел (42%),

Третья ступень обучения – 10 (52,6%).

Непрерывное повышение профессиональной компетентности  педагоги школы осуществляют через курсовую подготовку. В течение текущего учебного года курсовую подготовку и переподготовку прошли 37 человек (62%). Курсовую подготовку по ФГОС прошли 24 человека (40%), из них 12 человек – учителя начальных классов, что составляет 80% от количества учителей 1 ступени обучения, 12 – учителей 2-ой и 3-ей ступени обучения (28%). Курсы по ИКТ прослушали 32 учителя и педагога школы (54%), курсы по ОРКСЭ – 2 учителя, профессиональную переподготовку по специальности «Менеджер» прошли 2 члена администрации. 21 человек (35%) в течение года прошли курсовую подготовку, как по предмету, так и по ИКТ.

Наблюдается положительная динамика численности молодых специалистов в образовательном учреждении. В 2008-2009 – 5 человек, 2009-2010 – 8, 2011-2012 учебном году – 9 человек (15%), из них первого года работы – 6 человек (10%), второго года работы – 1 (1,6%), третьего года работы – 2 человека (3,4%).

Особое место в системе совершенствования образовательного процесса занимает организация методической помощи начинающему учителю. Приказом директора по школе всем молодым специалистам определены наставники, деятельность которых регламентирована локальными актами и осуществляется на основании планирования. В течение года работала Школа становления учителя, на заседании которой обсуждались  вопросы по методике планирования и проведения занятий, оформления документации, организации воспитательной работы с обучающимися и просветительской работы с родителями. Использовались различные формы обучения: лекции, дискуссии, обмен опытом, практикум, консультации. Администрацией школы и наставниками разработаны памятки для молодых специалистов по темам:

1.   «Основные компоненты современного урока»

2.   «Подготовка педагога к занятию»

3.   «Этапы планирования занятия и подготовка к нему педагога»

4.   «Примерное содержание разделов поурочного плана»

5.   «Алгоритм анализа педагогом проведенного занятия» и др.

Молодые учителя привлекались к участию в городской конференции «Имя тебе – педагог». Проведена традиционная Неделя молодых специалистов, на которой открытые уроки и мероприятия давали как опытные учителя, так и начинающие. С целью создания психологически благоприятной и комфортной образовательной среды проведены коммуникативные тренинги с молодыми и вновь прибывшими учителями, тренинги на развитие эмоциональной компетентности молодых специалистов и учителей-наставников.

Несмотря на то, что ежегодно в школу приходят молодые учителя, сохраняется нехватка педагогических кадров в связи с выходом на пенсию специалистов. На 2012-2013 учебный год существуют вакансии учителей математики, физики, технологии (мальчики). Есть потребность в учителях начальной школы в связи с ростом контингента обучающихся 1 ступени обучения.

С целью привлечения педагогических кадров в образовательное учреждение администрация школы осуществляет сотрудничество с факультетами ВСГАО, публикует информацию о вакансиях на сайтах образовательного учреждения и департамента образования города, подает заявки в Иркутский центр занятости населения.

 

2. Повышение доступности и качества образования и повышение функциональной грамотности выпускников всех ступеней

В 2011-2012 учебном году цель педагогического коллектива школы по повышению качества образования: достижение оптимального уровня достигнутых и планируемых результатов.

При этом индикатором качества является выполнение муниципального задания.

Для достижения поставленной цели педагогическим коллективом были разработаны и приняты на педагогическом совете «Пять шагов»:

Шаг 1. Педагогическая конференция по обсуждению актуальной проблемы несоответствия результатов деятельности квалификационной категории педагога – 29. 09. 2011 г.

Шаг 2. Организация и работа школьной лаборатории по теме «Содержание, технологии и методики эффективной подготовки к ГИА и ЕГЭ» с целью повышения качества педагогической деятельности – в течение года

Шаг 3. Мастерская «Открытый урок» (учителя первой и высшей категории; учителя, работающие в выпускных классах) - 09. 2011 – 04. 2012 гг.

Шаг 4. Использование школьного информационного пространства,  сайта школы для повышения качества образования.

Шаг 5. Организация класса ускоренной помощи для учащихся 4, 9, 11 классов по русскому языку и математике – в течение года.

В течение 2011-2012 учебного года педагогический коллектив работал в соответствии с принятыми мероприятиями. Результатами выполнения муниципального задания по выпускникам I ступени обучения являются следующие:

Динамика выполнения муниципального задания выпускниками

I ступени обучения

Учебный год

Русский язык

Математика

Муниципальный заказ (усп. 95%)

Динамика

(с предыдущим годом)

2009-2010

100

99

99,5%

+12,5%

2010-2011

98%

99%

98,5%

- 1%

2011-2012

89,9%

100%

95%

-3,5%

Полученные результаты показывают, что муниципальное задание по показателю обученности выпускников 4-х классов по математике/русскому языку в 2011-2012 уч.году выполнен. Данный результат является стабильным в течение 3-х лет. Однако, отмечено снижение успеваемости по сравнению с результатами 2010-2011 уч. года (на 3,5%).

3. Обеспечение доступности к качественному образованию детей с ограниченными возможностями, их социализация.

МБОУ СОШ №49 осуществляет учебно-методическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (в т.ч. детей-инвалидов) в форме индивидуального обучения больных детей на дому, консультаций с использованием  дистанционных образовательных технологий непосредственно по месту жительства.

Всего обучается в школе инвалидов-детства 15 человек (1,5% от общего количества обучающихся). Согласно приказам ДО с 01.09.2011г. по 30.05.2012 г. организовано индивидуальное обучение на дому по программам общеобразовательной школы педагогами школы в количестве 5 человек (0,5%), из них 2 человека – инвалиды детства. Кроме этого обучающимся Лариной А, Зайцеву С.  предоставлена возможность оперативного доступа к образовательным ресурсам по отдельным предметам в процессе дистанционного обучения, что позволяет обеспечить освоение и реализацию образовательной программы в соответствии с государственными требованиями.

Для успешной социализации детей с ограниченными возможностями  им и их родителям оказывается   помощь психологами, социальными педагогами, логопедом.

На основании решения Коллегии ДО г.Иркутска  от 07.04.2011 г.с целью успешной социализации детей  с ограниченными возможностями,  на базе школы создается  ресурсная площадка для  организации инклюзивного обучения в рамках программы «Доступная среда» . Для реализации этой программы в школе оборудованы: учебный кабинет, санузел, гардероб. Поставлено специализированное  оборудование для детей-инвалидов на сумму 690 тыс. рублей и не поставлено на сумму 300 тыс. рублей.  Предусмотрено устройство пандуса и крыльца до 20.06.2012 г.

4. Совершенствование содержания и технологий образования в рамках реализации ФГОС 1 ступени

В 2011-2012 уч. году реализация ООП НШ для обучающихся 1-х классов была организована по УМК «Перспективная начальная школа».

Обеспеченность учебниками в 1 классах в 2011-2012 уч. году была организована полностью за счет родительских средств. В 2012-2013 уч. году обеспеченность учебниками за счет образовательного учреждения составит в 1 классах – 90%, 2 классов – 10%.

На уроках для формирования универсальных учебных действий учителя 1-х классов использовали следующие технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, игровые, интерактивные, уровневой дифференциации, диалогического обучения, педагогика сотрудничества и др.

Организация внеурочной деятельности осуществлялась учителями начальной школы по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, общекультурное. В рамках данных направлений реализовывались 5 курсов с использованием разнообразных форм организации внеурочной деятельности.

Направление

Курсы

Формы работы

Спортивно -оздоровительное

«Разговор о правильном питании»

Занятия на свежем воздухе, беседы, игры, соревнования, конкурсы, дидактические игры, викторины

общеинтеллектуальное

«Развитие познавательных способностей»

эксперименты, наблюдения, экспресс-исследования, тренинги, логические игры, упражнения

духовно-нравственное

С Сибирячком по родному краю»

«Уроки нравственности»

беседы, сообщения, экскурсии, общественно-полезная практика, тематические праздники, продуктивные игры, защита исследовательских работ, просмотр видеофильмов, заочные путешествия, инсценирование ситуаций, участие в школьных акциях, конкурсы и др.

общекультурное

«Игрушка: прошлое и настоящее»

коллективные, групповые и индивидуальные исследования, занятие-путешествие, творческие проекты, организация выставок, мастерская ремесел, библиотечные вечера

Оценивание достижений обучающихся 1-х классов в 2011-2012 уч.году проводилось в соответствии с «Положением о безотметочной системе оценивания обучающихся 1-х классов МБОУ СОШ № 49» с помощью следующих форм:

- самооценка обучающимися своих достижений на уроках и во внеурочной деятельности;

- портфолио (разработано о Положение ученика начальных классов, организация совместной работы с родителями по формированию и накоплению портфолио);

- психолого-педагогические наблюдения;

- мониторинг достижений (стартовый, итоговые за полугодие, год).

По итогам первого года обучения была проведена интегрированная мониторинговая работа для выявления уровня сформированности универсальных учебных действий.

5. Повышение эффективности и качества процесса воспитания детей и подростков

За все годы существования в школе сложилась своя система воспитания, основанная на традициях, особых взаимоотношениях между учащимися, учителями и родителями, сформировался особый стиль, «дух» школы, который ощущается с первых минут посещения нашего храма науки.

В систему воспитания школы заложена теоретическая концепция, в основе которой лежит деятельность по дифференциации и гуманизации воспитательного процесса как основы осуществления системно-деятельностного подхода к учащимся с целью формирования социально-адаптированной, всесторонне развитой личности. Базовым  положением является то, что  развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием УУД (универсальных учебных действий), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

 Системно – деятельностный подход включает идеи компетентностного подхода (эффективное использование  знаний на практике) (О.В. Акулова, И.С. Батракова, И.А. Зимняя, С.А, Писарева, Н.Ф. Радионова, и др.).

Исходя из принципов гуманистического образования,  педагогический коллектив школы ставит перед собой цель не только дать каждому учащемуся базовое образование, но и

·     обеспечить условия  для всестороннего развития личности учащегося;

·     создать условия для формирования потребностей к саморазвитию и самообразованию;

раскрыть способности и творческий потенциал каждого обучающегося

  •  создание условий целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
  • побуждать детей к социальному поведению, мотивированному ценностями собственного «Я».

Анализ воспитательной деятельности за 2009-2011 учебные года свидетельствует о том, что процесс воспитания направлен на создание оптимальных условий для развития личности через решение  следующих задач:

1. Формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала ученика, развитие культуры и нравственности учащихся.

2. Обеспечение и сохранение физического, психического и социального здоровья учащихся и педагогов школы.

3. Создание системы  взаимосвязи трудового, гражданского и нравственного воспитания, условий для формирования у учащихся предприимчивости, деловитости, высокого уровня воспитанности, ответственности и социальной активности.

Цель воспитательной системы: формирование здоровой социально-культурной личности школьника.

Задачи:

1. Формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала ученика, развитие культуры и нравственности учащихся.

2.  Развитие  системы школьного соуправления.

3. Создание системы  взаимосвязи трудового, гражданского и нравственного воспитания, условий для формирования у учащихся предприимчивости, деловитости, высокого уровня воспитанности, ответственности и социальной активности.

4. Взаимодействие семьи и школы.

На основе выдвинутых задач были сконструированы: план – график воспита­тельных мероприятий на 2009 – 2012 учебные года, план работы социально - психологической службы, планы работ классных коллективов. Выполняя закон РФ «Об образовании», «Национальную доктрину образования» и «Федеральную программу развития образования России», в школе разработана и реализуется  программа развития «Школа успешной социализации личности: Человека. Патриота. Гражданина». В рамках её реализуются целевые программы и проекты: Целевые программы «Гражданин России», «Патриот», «Самоуправление»,  «Здоровье», «Воспитание нравственности через связь поколений», «Семья»; проекты «Добрые сердца», «Тьюторство – педагогическая поддержка учащихся старших классов».

Дополнительное образование играет немаловажную роль для занятости учащихся школы во внеурочное время, оно является необходимым компонентом воспитательного процесса, ведь дети, занимающиеся в системе дополнительного образования  оказываются более успешными, более креативными, более мотивированными в сфере общего образования.

В соответствии со штатным расписанием в школе 4 ставок педагога дополнительного образования, 1 ставка педагога – организатора по спортивному направлению.

Учитывая социальный заказ родителей и обучающихся, в  20011 – 2012 учебном году в системе дополнительного образования открыты и  функционируют 5 кружков и 1 секция по направлениям: художественно –эстетическое, декоративно – прикладное, социально-педагогическое, спортивно – оздоровительное.  Наиболее востребованным  обучающихся являются кружки прикладной, спортивной художественно – эстетической направленности.

Особо необходимо отметить, что в этих кружках и секции, так же  занимаются дети  «группы риска» и из неблагополучных семей. (Из 8 учащихся, состоящих на учёте в ПДН, заняты 6)

Кроме кружков и секций МБОУ СОШ №49, на базе школы работают  секция Каратэ-до, «Юный программист», «Музееведение», «Овощеводство», которые также обеспечивают занятость учащихся во внеурочное время. Также учащиеся школы посещают художественную школу №5 и школу детскую музыкальную школу№1, Дом детского творчества№5, станцию юных натуралистов, спортивный комплекс «Зенит», бассейн «Кристалл», Дом культуры ми. Ю. Гагарина находящихся в микрорайоне Иркутска-2. В общей сложности занятость детей во внеурочное время составляет 83,4% (830 чел).

Вся сеть дополнительного образования как школьных, так и внешкольных объединений позволяет сохранять  широкий охват школьников дополнительным образованием.

В  школе сильны традиции, на которых построены все воспитательные мероприятия. Воспитательная работа строится по системе коллективно-творческих дел (КТД) Так в 2011-2012 учебном году прошли крупные массовые мероприятия: традиционный спортивный праздник с театрализованным представлением «День здоровья» участвовали 996 (100%); открытие спортивного зала театрализованное представление с зажжением олимпийского факела; выборы президента школы и губернаторов параллелей участвовали 534 (54%); школьный конкурс «Минута Славы» участвовали 350 (35%); новогоднее шоу «Две звезды»  участвовали 215 (21,5%); фестиваль инсценированной патриотической песни «Февральский ветер» участвовали 534 (54%); операция «Мы за чистый школьный дом» участвовали 996 (100%); Эстафета «1418» участвовали 534 (54%); Участие в манифестации, посвященной Великой Победе участвовали 100 (10%);  праздник Последнего звонка 200 (20%).

В 2009 году в школе была создана Детская общественная организация «Добрые сердца», единственная в городе входящая в состав международного движения «Добрые Дети Мира. В течение текущего года были проведены традиционные акции: акция «Покорми птиц» участвовали 459 (46%); акция «Берегите воду» участвовали 56 (5,6%); (для жителей микрорайона); акция «Субботка - переработка» участвовали 15 (1,5 %) (демонстрация по телеканалу аист Байкал ТВ; акция «Полотно победы» участвовали 15 (1,5 %) (демонстрация по телеканалу аист Байкал ТВ);  участие в акции «Мы за чистый берег Ангары» 20 (20%)

Результативность обучающихся

Количество

Победители

Призеры

Участники

Международный уровень

 

Международный конкурс «Красота божьего мира»

1 участник

(3 место)

2.Международная НПК «Эврика»

 1 участник (4место)

Фестиваль детского творчества «Звёзды нового века»

 1 участник

 

Всероссийский уровень

 

1. Конкурс «Этот объемный мир»

 7 участников

(3 место)

Всероссийский конкурс «КИТ»

8 участников

Областной уровень

 

1Всероссийский конкурс «КИТ»

7 участников

2. Игровой конкурс «Британский бульдог»

1 участник

(3 место)

День Байкала (ориентирование на местности) учащиеся 8-10 классов

Городской уровень

1. IV детский форум

1место

ДОО «Добрые сердца»

(10 человек)

2. Овеянные славой герб наш и флаг

1 место

(коллектив  1 класса)

3.Конкурс социальных проектов «Почетный гражданин»

1 место

(1 участник)

4. НПК «Самое доброе исследование»

2 участника (1 место)

5. НПК «Иркутск многонациональный»

1 участник (1 место)

 Игровой конкурс «Британский бульдог»

1 участник

(3 место)

 1.Конкурс «Минута славы» 2 место

1 участник

2 «Самое доброе исследование»

1 участник

(2 место)

1.«Лучший ученик года – 2011»

(1 участник)

2.Фестиваль Байкальской школьной лиги САПУ

(8 человек)

3.Конкурс Наследие Прибайкалья

(3 человека)

4. Легкоатлетическая эстафета «Кросс наций»

(12 человек)

5. Конкурс «Смелые шаги юного творца»

 (6 участников)

 

6. Повышение эффективности управления в системе образования;

В текущем учебном году был создан Управляющий совет школы. Из числа педагогов школы, обучающихся и представителей общественности. Основная функция Управляющего  Совета  – обеспечение соблюдения целей и видов деятельности Учреждения.

За период работы  Управляющего совета  были  проведены  3 заседания.  Результатом работы Управляющего Совета стало  создание малого спортивного зала (с целью выполнения федерального компонента учебного плана),  утверждение направлений  по формированию школьного компонента, выработка решений и предложений по улучшению учебно-воспитательного процесса, утверждение сметы расходов предстоящего ремонта и другие вопросы.

Публичный отчёт за 2011 год