РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ
Игры для обогащения словарного запаса:
«Какая бывает собака?»
Можно попросить ребенка
представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее
шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее
характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: "Какая бывает весна?", "Какая бывает корова?"
и т.п.
«Отвечай быстро!»
Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет
три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства какого-либо
предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать
предмет, подходящий этим признакам:
Звонкий, быстрый, веселый . (мяч)
высокий, прочный, кирпичный . (дом)
рыжая, пушистая, хитрая.(лиса)
зеленая, колючая, нарядная. (ёлка)
Игры на развития внимания:
«Ухо-нос».
По команде «Ухо» ребенок должен схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.
«Съедобное – несъедобное».
Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.
Упражнение на развитие памяти:
«10 предметных картинок». Ребенку предлагаются для запоминания 10 реалистических предметных картинок, а затем просят его перечислить запомнившиеся картинки по памяти.
«10 пар слов, связанных по смыслу». Ребенку медленно зачитываются 10 пар слов, связанных между собой по смыслу, а затем называют по одному слову из каждой пары, ребенок должен вспомнить и назвать второе.
«Рисунки-шпаргалки». Если ребенок затрудняется запомнить и пересказать небольшое произведение. Предложите ему проиллюстрировать текст. Вылепить или нарисовать тот или иной персонаж.
«Домашний театр». Так же можно для запоминания произведения, разыграть вместе с ребенком эпизод из рассказа.
Упражнения на развития мышления:
«Четвертый лишний».
Детям предлагается четыре картинки в начале занятия, надо исключить один предмет, не имеющий некоторого признака, общего для трех остальных, подобрать обобщающее понятие для оставшихся трех предметов; в конце занятия вспомнить и перечислить картинки, нарисовать выделенный предмет.
«Найди общее».
Детям предлагаются картинки с изображениями различных предметов одинаковой формы (апельсин, мяч), одинаковой формы разного цвета, одного функционального назначения (инструменты, канцелярские принадлежности), изображение молодой женщины и пожилой и т. д. Ребенок должен определить, что между этими предметами общего.
«Что было, что будет»
Ребенку предлагается выбрать одну из причин, объяснив свой выбор.
Колобок не сумел уйти от лисы потому, что:
- он был простофилей,
- лиса была хитрая,
- лиса перехитрила колобка,
- лиса съела колобка.
Такие варианты можно составить по любой сказке.
Игры на развитие волевых качеств:
«Не подглядывай».
Попросите ребенка закрыть глаза и не подглядывать, пока вы готовите для него новую игру или какой-то сюрприз. Сможет ли он выдержать пять-семь минут такого ожидания? Или попробуйте по очереди строить домик из кубиков, но чтобы ребенок не вмешивался и не пытался помогать, пока вы делаете свою постройку.
«Черный, белый не берите, "да" и "нет" не говорите».
Вы задаете ребенку разные провокационные вопросы с тем, чтобы он в разговоре произнес запрещенное слово. В этой игре каждый раз приходится задумываться над тем, что можно сказать, а что — нельзя.
Психолог: Коногорская С.А.