МБОУ г. Иркутска СОШ №49

 

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ

 

Игры для обогащения словарного запаса:

«Какая бывает собака?»

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: "Какая бывает весна?", "Какая бывает корова?" и т.п.

«Отвечай быстро!»

Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:
Звонкий, быстрый, веселый . (мяч)
высокий, прочный, кирпичный . (дом)
рыжая, пушистая, хитрая.(лиса)
зеленая, колючая, нарядная. (ёлка)

Игры на развития внимания:

«Ухо-нос».

По команде «Ухо» ребенок должен схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

«Съедобное – несъедобное».

Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

Упражнение на развитие памяти:

«10 предметных картинок». Ребенку предлагаются для запоминания 10 реалистических предметных картинок, а затем просят его перечислить за­помнившиеся картинки по памяти.

«10 пар слов, связанных по смыслу». Ребенку медленно зачитываются 10 пар слов, связанных между собой по смыслу, а затем называют по одному слову из каждой пары, ребенок должен вспомнить и назвать второе.

«Рисунки-шпаргалки». Если ребенок затрудняется запомнить и пересказать небольшое произведение. Предложите ему проиллюстрировать текст. Вылепить или нарисовать тот или иной персонаж.

«Домашний театр». Так же можно для запоминания произведения, разыграть вместе с ребенком эпизод из рассказа.

 Упражнения на развития мышления:

«Четвертый лишний».

Детям предлагается четыре картинки в начале занятия, надо исключить один предмет, не имеющий некоторого признака, общего для трех остальных, подобрать обобщающее понятие для оставшихся трех предметов; в конце занятия вспомнить и перечислить картинки, нарисовать выделенный предмет.

 

«Найди общее».

Детям предлагаются картинки с изображениями различных предметов одинаковой формы (апельсин, мяч), одинаковой формы разного цвета, одного функционального назначения (инструменты, канцелярские принадлежности), изображение молодой женщины и пожилой и т. д. Ребенок должен определить, что между этими предметами общего.

 

«Что было, что будет»

Ребенку предлагается выбрать одну из причин, объяснив свой выбор.

Колобок  не сумел уйти от лисы потому, что:

 - он был  простофилей,

 - лиса была хитрая,

 - лиса перехитрила колобка,

 - лиса съела колобка.

Такие варианты можно составить по любой сказке.

 Игры на развитие волевых качеств:

«Не подглядывай».

Попросите ребенка закрыть глаза и не подглядывать, пока вы готовите для него новую игру или какой-то сюрприз. Сможет ли он выдержать пять-семь минут такого ожидания? Или по­пробуйте по очереди строить домик из кубиков, но чтобы ребе­нок не вмешивался и не пытался помогать, пока вы делаете свою постройку.

«Черный, белый не берите, "да" и "нет" не говорите».

Вы задаете ребенку разные провокационные вопросы с тем, чтобы он в разговоре произнес запрещенное слово. В этой игре каждый раз приходится задумываться над тем, что можно сказать, а что — нельзя.

 

Психолог: Коногорская С.А.