Совесты психолога
Механизмы психической подготовки к ЕГЭ
Стресс – это аромат и вкус жизни, полностью избежать его может лишь тот, кто ничего не делает.
Но кому приятна жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок.
Г. Селье
Стресс – это не то, что с Вами cлучилось, а то, как Вы это воспринимаете.
Г. Селье
Экзамен даже для хорошо подготовленного человека – всегда испытание сил и умений, знаний и находчивости.
Слово «экзамен» в переводе с латинского означает «испытание». Вот одно из значений понятия «испытание»; данное в «Толковом словаре» С.И. Ожигова: «Тягостное переживание, несчастье». В соответствии со значением слова, экзамен является источником стресса, как любое переживание, несчастье.
И именно испытаниями, сложными, подчас
драматичными, становятся выпускные экзамены для одиннадцатиклассников.
Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент
оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться
за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать
на расстоянии. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику
наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным
и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку ребёнку,
кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации
сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены,
независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не
сдаваться в трудной ситуации, а, провалившись — вдохнуть полной грудью и идти
дальше.
*** Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.
*** Прочитайте список вопросов к экзамену. Не
стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство
разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо
подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте
вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше. Договоритесь с
ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется и
ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку
организма, а не знаний.
*** Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
*** Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок
регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь
усталости, — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ребенок обходился
без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на
взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в
одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать
под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была
музыка без слов.
*** Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».
*** И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребёнка (ребёнку всегда передаётся волнение родителей), обеспечить подходящие условия для занятий.
Желаю удачи!
Психолог МБОУ СОШ №49
связаться со мной можно по электронной почте:school49_psiholog@mail.ru