Публичный отчёт за 2012
В 2011-2012 учебном году муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 49 работала над реализацией следующих задач:
1. Оптимизация возрастной структуры педагогических кадров, предотвращение оттока перспективных педагогических кадров;
2. Повышение доступности и качества образования и повышение функциональной грамотности выпускников всех ступеней;
3. Обеспечение доступности к качественному образованию детей с ОВЗ, их социализация;
4. Совершенствование содержания и технологий образования в рамках реализации ФГОС 1 ступени;
5. Повышение эффективности и качества процесса воспитания детей и подростков;
6. Повышение эффективности управления в системе образования;
7. Обеспечение соблюдения требований по энергосбережению и энергоэффективности;
8. Совершенствование экономических механизмов и ресурснорго обеспечения в сфере образования.
1. Оптимизация возрастной структуры педагогических кадров, предотвращение оттока перспективных педагогических кадров;
В 2011-2012 учебном году учебно-воспитательный процесс в школе осуществляли учителя и педагоги в количестве 61 человека, в том числе 7 внешних совместителей.
Образовательный ценз педагогов достаточно высок. Высшее профессиональное образование имеют 90% учителей и педагогов школы. Средне-специальное образование имеют 6 человек (10%), из них 5 человек обучаются в вузах. Заканчивают обучение в магистратуре 3 человека, обучение в аспирантуре – 1 человек.
В 2011-2012 учебном году прошли процедуру аттестации на соответствие заявленной квалификационной категории 3 человека, из них 1 – на высшую квалификационную категорию, 2 – на первую квалификационную категорию. Таким образом на конец 2011/2012 учебного года категорийный состав педагогических кадров МБОУ СОШ № 49 составляет в среднем 47,5% выглядит следующим образом:
Первая ступень обучения – 10 (50%),
Вторая ступень обучения – 18 чел (42%),
Третья ступень обучения – 10 (52,6%).
Непрерывное повышение профессиональной компетентности педагоги школы осуществляют через курсовую подготовку. В течение текущего учебного года курсовую подготовку и переподготовку прошли 37 человек (62%). Курсовую подготовку по ФГОС прошли 24 человека (40%), из них 12 человек – учителя начальных классов, что составляет 80% от количества учителей 1 ступени обучения, 12 – учителей 2-ой и 3-ей ступени обучения (28%). Курсы по ИКТ прослушали 32 учителя и педагога школы (54%), курсы по ОРКСЭ – 2 учителя, профессиональную переподготовку по специальности «Менеджер» прошли 2 члена администрации. 21 человек (35%) в течение года прошли курсовую подготовку, как по предмету, так и по ИКТ.
Наблюдается положительная динамика численности молодых специалистов в образовательном учреждении. В 2008-2009 – 5 человек, 2009-2010 – 8, 2011-2012 учебном году – 9 человек (15%), из них первого года работы – 6 человек (10%), второго года работы – 1 (1,6%), третьего года работы – 2 человека (3,4%).
Особое место в системе совершенствования образовательного процесса занимает организация методической помощи начинающему учителю. Приказом директора по школе всем молодым специалистам определены наставники, деятельность которых регламентирована локальными актами и осуществляется на основании планирования. В течение года работала Школа становления учителя, на заседании которой обсуждались вопросы по методике планирования и проведения занятий, оформления документации, организации воспитательной работы с обучающимися и просветительской работы с родителями. Использовались различные формы обучения: лекции, дискуссии, обмен опытом, практикум, консультации. Администрацией школы и наставниками разработаны памятки для молодых специалистов по темам:
1. «Основные компоненты современного урока»
2. «Подготовка педагога к занятию»
3. «Этапы планирования занятия и подготовка к нему педагога»
4. «Примерное содержание разделов поурочного плана»
5. «Алгоритм анализа педагогом проведенного занятия» и др.
Молодые учителя привлекались к участию в городской конференции «Имя тебе – педагог». Проведена традиционная Неделя молодых специалистов, на которой открытые уроки и мероприятия давали как опытные учителя, так и начинающие. С целью создания психологически благоприятной и комфортной образовательной среды проведены коммуникативные тренинги с молодыми и вновь прибывшими учителями, тренинги на развитие эмоциональной компетентности молодых специалистов и учителей-наставников.
Несмотря на то, что ежегодно в школу приходят молодые учителя, сохраняется нехватка педагогических кадров в связи с выходом на пенсию специалистов. На 2012-2013 учебный год существуют вакансии учителей математики, физики, технологии (мальчики). Есть потребность в учителях начальной школы в связи с ростом контингента обучающихся 1 ступени обучения.
С целью привлечения педагогических кадров в образовательное учреждение администрация школы осуществляет сотрудничество с факультетами ВСГАО, публикует информацию о вакансиях на сайтах образовательного учреждения и департамента образования города, подает заявки в Иркутский центр занятости населения.
2. Повышение доступности и качества образования и повышение функциональной грамотности выпускников всех ступеней
В 2011-2012 учебном году цель педагогического коллектива школы по повышению качества образования: достижение оптимального уровня достигнутых и планируемых результатов.
При этом индикатором качества является выполнение муниципального задания.
Для достижения поставленной цели педагогическим коллективом были разработаны и приняты на педагогическом совете «Пять шагов»:
Шаг 1. Педагогическая конференция по обсуждению актуальной проблемы несоответствия результатов деятельности квалификационной категории педагога – 29. 09. 2011 г.
Шаг 2. Организация и работа школьной лаборатории по теме «Содержание, технологии и методики эффективной подготовки к ГИА и ЕГЭ» с целью повышения качества педагогической деятельности – в течение года
Шаг 3. Мастерская «Открытый урок» (учителя первой и высшей категории; учителя, работающие в выпускных классах) - 09. 2011 – 04. 2012 гг.
Шаг 4. Использование школьного информационного пространства, сайта школы для повышения качества образования.
Шаг 5. Организация класса ускоренной помощи для учащихся 4, 9, 11 классов по русскому языку и математике – в течение года.
В течение 2011-2012 учебного года педагогический коллектив работал в соответствии с принятыми мероприятиями. Результатами выполнения муниципального задания по выпускникам I ступени обучения являются следующие:
Динамика выполнения муниципального задания выпускниками
I ступени обучения
Учебный год |
Русский язык |
Математика |
Муниципальный заказ (усп. 95%) |
Динамика (с предыдущим годом) |
2009-2010 |
100 |
99 |
99,5% |
+12,5% |
2010-2011 |
98% |
99% |
98,5% |
- 1% |
2011-2012 |
89,9% |
100% |
95% |
-3,5% |
Полученные результаты показывают, что муниципальное задание по показателю обученности выпускников 4-х классов по математике/русскому языку в 2011-2012 уч.году выполнен. Данный результат является стабильным в течение 3-х лет. Однако, отмечено снижение успеваемости по сравнению с результатами 2010-2011 уч. года (на 3,5%).
3. Обеспечение доступности к качественному образованию детей с ограниченными возможностями, их социализация.
МБОУ СОШ №49 осуществляет учебно-методическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (в т.ч. детей-инвалидов) в форме индивидуального обучения больных детей на дому, консультаций с использованием дистанционных образовательных технологий непосредственно по месту жительства.
Всего обучается в школе инвалидов-детства 15 человек (1,5% от общего количества обучающихся). Согласно приказам ДО с 01.09.2011г. по 30.05.2012 г. организовано индивидуальное обучение на дому по программам общеобразовательной школы педагогами школы в количестве 5 человек (0,5%), из них 2 человека – инвалиды детства. Кроме этого обучающимся Лариной А, Зайцеву С. предоставлена возможность оперативного доступа к образовательным ресурсам по отдельным предметам в процессе дистанционного обучения, что позволяет обеспечить освоение и реализацию образовательной программы в соответствии с государственными требованиями.
Для успешной социализации детей с ограниченными возможностями им и их родителям оказывается помощь психологами, социальными педагогами, логопедом.
На основании решения Коллегии ДО г.Иркутска от 07.04.2011 г.с целью успешной социализации детей с ограниченными возможностями, на базе школы создается ресурсная площадка для организации инклюзивного обучения в рамках программы «Доступная среда» . Для реализации этой программы в школе оборудованы: учебный кабинет, санузел, гардероб. Поставлено специализированное оборудование для детей-инвалидов на сумму 690 тыс. рублей и не поставлено на сумму 300 тыс. рублей. Предусмотрено устройство пандуса и крыльца до 20.06.2012 г.
4. Совершенствование содержания и технологий образования в рамках реализации ФГОС 1 ступени
В 2011-2012 уч. году реализация ООП НШ для обучающихся 1-х классов была организована по УМК «Перспективная начальная школа».
Обеспеченность учебниками в 1 классах в 2011-2012 уч. году была организована полностью за счет родительских средств. В 2012-2013 уч. году обеспеченность учебниками за счет образовательного учреждения составит в 1 классах – 90%, 2 классов – 10%.
На уроках для формирования универсальных учебных действий учителя 1-х классов использовали следующие технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, игровые, интерактивные, уровневой дифференциации, диалогического обучения, педагогика сотрудничества и др.
Организация внеурочной деятельности осуществлялась учителями начальной школы по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, общекультурное. В рамках данных направлений реализовывались 5 курсов с использованием разнообразных форм организации внеурочной деятельности.
Направление |
Курсы |
Формы работы |
Спортивно -оздоровительное |
«Разговор о правильном питании» |
Занятия на свежем воздухе, беседы, игры, соревнования, конкурсы, дидактические игры, викторины |
общеинтеллектуальное |
«Развитие познавательных способностей» |
эксперименты, наблюдения, экспресс-исследования, тренинги, логические игры, упражнения |
духовно-нравственное |
С Сибирячком по родному краю» «Уроки нравственности» |
беседы, сообщения, экскурсии, общественно-полезная практика, тематические праздники, продуктивные игры, защита исследовательских работ, просмотр видеофильмов, заочные путешествия, инсценирование ситуаций, участие в школьных акциях, конкурсы и др. |
общекультурное |
«Игрушка: прошлое и настоящее» |
коллективные, групповые и индивидуальные исследования, занятие-путешествие, творческие проекты, организация выставок, мастерская ремесел, библиотечные вечера |
Оценивание достижений обучающихся 1-х классов в 2011-2012 уч.году проводилось в соответствии с «Положением о безотметочной системе оценивания обучающихся 1-х классов МБОУ СОШ № 49» с помощью следующих форм:
- самооценка обучающимися своих достижений на уроках и во внеурочной деятельности;
- портфолио (разработано о Положение ученика начальных классов, организация совместной работы с родителями по формированию и накоплению портфолио);
- психолого-педагогические наблюдения;
- мониторинг достижений (стартовый, итоговые за полугодие, год).
По итогам первого года обучения была проведена интегрированная мониторинговая работа для выявления уровня сформированности универсальных учебных действий.
5. Повышение эффективности и качества процесса воспитания детей и подростков
За все годы существования в школе сложилась своя система воспитания, основанная на традициях, особых взаимоотношениях между учащимися, учителями и родителями, сформировался особый стиль, «дух» школы, который ощущается с первых минут посещения нашего храма науки.
В систему воспитания школы заложена теоретическая концепция, в основе которой лежит деятельность по дифференциации и гуманизации воспитательного процесса как основы осуществления системно-деятельностного подхода к учащимся с целью формирования социально-адаптированной, всесторонне развитой личности. Базовым положением является то, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием УУД (универсальных учебных действий), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Системно – деятельностный подход включает идеи компетентностного подхода (эффективное использование знаний на практике) (О.В. Акулова, И.С. Батракова, И.А. Зимняя, С.А, Писарева, Н.Ф. Радионова, и др.).
Исходя из принципов гуманистического образования, педагогический коллектив школы ставит перед собой цель не только дать каждому учащемуся базовое образование, но и
· обеспечить условия для всестороннего развития личности учащегося;
· создать условия для формирования потребностей к саморазвитию и самообразованию;
раскрыть способности и творческий потенциал каждого обучающегося
- создание условий целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
- побуждать детей к социальному поведению, мотивированному ценностями собственного «Я».
Анализ воспитательной деятельности за 2009-2011 учебные года свидетельствует о том, что процесс воспитания направлен на создание оптимальных условий для развития личности через решение следующих задач:
1. Формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала ученика, развитие культуры и нравственности учащихся.
2. Обеспечение и сохранение физического, психического и социального здоровья учащихся и педагогов школы.
3. Создание системы взаимосвязи трудового, гражданского и нравственного воспитания, условий для формирования у учащихся предприимчивости, деловитости, высокого уровня воспитанности, ответственности и социальной активности.
Цель воспитательной системы: формирование здоровой социально-культурной личности школьника.
Задачи:
1. Формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала ученика, развитие культуры и нравственности учащихся.
2. Развитие системы школьного соуправления.
3. Создание системы взаимосвязи трудового, гражданского и нравственного воспитания, условий для формирования у учащихся предприимчивости, деловитости, высокого уровня воспитанности, ответственности и социальной активности.
4. Взаимодействие семьи и школы.
На основе выдвинутых задач были сконструированы: план – график воспитательных мероприятий на 2009 – 2012 учебные года, план работы социально - психологической службы, планы работ классных коллективов. Выполняя закон РФ «Об образовании», «Национальную доктрину образования» и «Федеральную программу развития образования России», в школе разработана и реализуется программа развития «Школа успешной социализации личности: Человека. Патриота. Гражданина». В рамках её реализуются целевые программы и проекты: Целевые программы «Гражданин России», «Патриот», «Самоуправление», «Здоровье», «Воспитание нравственности через связь поколений», «Семья»; проекты «Добрые сердца», «Тьюторство – педагогическая поддержка учащихся старших классов».
Дополнительное образование играет немаловажную роль для занятости учащихся школы во внеурочное время, оно является необходимым компонентом воспитательного процесса, ведь дети, занимающиеся в системе дополнительного образования оказываются более успешными, более креативными, более мотивированными в сфере общего образования.
В соответствии со штатным расписанием в школе 4 ставок педагога дополнительного образования, 1 ставка педагога – организатора по спортивному направлению.
Учитывая социальный заказ родителей и обучающихся, в 20011 – 2012 учебном году в системе дополнительного образования открыты и функционируют 5 кружков и 1 секция по направлениям: художественно –эстетическое, декоративно – прикладное, социально-педагогическое, спортивно – оздоровительное. Наиболее востребованным обучающихся являются кружки прикладной, спортивной художественно – эстетической направленности.
Особо необходимо отметить, что в этих кружках и секции, так же занимаются дети «группы риска» и из неблагополучных семей. (Из 8 учащихся, состоящих на учёте в ПДН, заняты 6)
Кроме кружков и секций МБОУ СОШ №49, на базе школы работают секция Каратэ-до, «Юный программист», «Музееведение», «Овощеводство», которые также обеспечивают занятость учащихся во внеурочное время. Также учащиеся школы посещают художественную школу №5 и школу детскую музыкальную школу№1, Дом детского творчества№5, станцию юных натуралистов, спортивный комплекс «Зенит», бассейн «Кристалл», Дом культуры ми. Ю. Гагарина находящихся в микрорайоне Иркутска-2. В общей сложности занятость детей во внеурочное время составляет 83,4% (830 чел).
Вся сеть дополнительного образования как школьных, так и внешкольных объединений позволяет сохранять широкий охват школьников дополнительным образованием.
В школе сильны традиции, на которых построены все воспитательные мероприятия. Воспитательная работа строится по системе коллективно-творческих дел (КТД) Так в 2011-2012 учебном году прошли крупные массовые мероприятия: традиционный спортивный праздник с театрализованным представлением «День здоровья» участвовали 996 (100%); открытие спортивного зала театрализованное представление с зажжением олимпийского факела; выборы президента школы и губернаторов параллелей участвовали 534 (54%); школьный конкурс «Минута Славы» участвовали 350 (35%); новогоднее шоу «Две звезды» участвовали 215 (21,5%); фестиваль инсценированной патриотической песни «Февральский ветер» участвовали 534 (54%); операция «Мы за чистый школьный дом» участвовали 996 (100%); Эстафета «1418» участвовали 534 (54%); Участие в манифестации, посвященной Великой Победе участвовали 100 (10%); праздник Последнего звонка 200 (20%).
В 2009 году в школе была создана Детская общественная организация «Добрые сердца», единственная в городе входящая в состав международного движения «Добрые Дети Мира. В течение текущего года были проведены традиционные акции: акция «Покорми птиц» участвовали 459 (46%); акция «Берегите воду» участвовали 56 (5,6%); (для жителей микрорайона); акция «Субботка - переработка» участвовали 15 (1,5 %) (демонстрация по телеканалу аист Байкал ТВ; акция «Полотно победы» участвовали 15 (1,5 %) (демонстрация по телеканалу аист Байкал ТВ); участие в акции «Мы за чистый берег Ангары» 20 (20%)
Результативность обучающихся |
Количество |
||
Победители |
Призеры |
Участники |
|
Международный уровень |
|
Международный конкурс «Красота божьего мира» 1 участник (3 место) 2.Международная НПК «Эврика» 1 участник (4место) |
Фестиваль детского творчества «Звёзды нового века» 1 участник
|
Всероссийский уровень |
|
1. Конкурс «Этот объемный мир» 7 участников (3 место) |
Всероссийский конкурс «КИТ» 8 участников |
Областной уровень |
|
1Всероссийский конкурс «КИТ» 7 участников 2. Игровой конкурс «Британский бульдог» 1 участник (3 место) |
День Байкала (ориентирование на местности) учащиеся 8-10 классов |
Городской уровень |
1. IV детский форум 1место ДОО «Добрые сердца» (10 человек) 2. Овеянные славой герб наш и флаг 1 место (коллектив 1 класса) 3.Конкурс социальных проектов «Почетный гражданин» 1 место (1 участник) 4. НПК «Самое доброе исследование» 2 участника (1 место) 5. НПК «Иркутск многонациональный» 1 участник (1 место) Игровой конкурс «Британский бульдог» 1 участник (3 место) |
1.Конкурс «Минута славы» 2 место 1 участник 2 «Самое доброе исследование» 1 участник (2 место) |
1.«Лучший ученик года – 2011» (1 участник) 2.Фестиваль Байкальской школьной лиги САПУ (8 человек) 3.Конкурс Наследие Прибайкалья (3 человека) 4. Легкоатлетическая эстафета «Кросс наций» (12 человек) 5. Конкурс «Смелые шаги юного творца» (6 участников) |
6. Повышение эффективности управления в системе образования;
В текущем учебном году был создан Управляющий совет школы. Из числа педагогов школы, обучающихся и представителей общественности. Основная функция Управляющего Совета – обеспечение соблюдения целей и видов деятельности Учреждения.
За период работы Управляющего совета были проведены 3 заседания. Результатом работы Управляющего Совета стало создание малого спортивного зала (с целью выполнения федерального компонента учебного плана), утверждение направлений по формированию школьного компонента, выработка решений и предложений по улучшению учебно-воспитательного процесса, утверждение сметы расходов предстоящего ремонта и другие вопросы.
Публичный отчёт за 2011 год