МБОУ г. Иркутска СОШ №49

Авторская программа Калининой Л.В. Уроки нравственности

Введение

 Нравственное воспитание резко отличается от обучения тем, что, обучая, мы сразу же можем получить информацию о том, как знания усвоепы. Воспитывая же, мы не знаем, не можем сразу видеть, как нише влияние трансформируется во внутреннем духовном мире личности.

В.А. Сухомлинский

В современной России идет процесс определения ценностных ориентиров, возрождения общечеловеческих идеалов и ценностей. Формирование личности нравственной, социально–культурной становится одной из главных проблем современного общества. Будущим России являются дети, поэтому особую значимость имеют вопросы ориентации школьников в окружающем его мире ценностей, в себе самом, в построении образа своей жизненной перспективы.

В концепции федеральных государственных образовательных стандартов определен государственный заказ в образовании, направленный на «формирование системы ценностей и идеалов гражданского общества, формирование гражданской идентичности», на подготовку «поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан» [1, с. 9]. Перед общеобразовательной школой ставится задача «воспитания обучающихся, предусматривающая принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей» [2]; подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Решение этих проблем важно целенаправленно проводить уже в начальной школе, т.к. младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом в становлении нравственных ценностных ориентаций личности, в котором складывается базис, основы человеческой личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.). Именно начальная школа является началом осознанного восприятия мира, когда закладываются основы добра, порядочности, милосердия, сострадания, толерантности и др., т.е. основы нравственности. Они выражаются не только в знании норм и правил, но и подразумевают принятие нравственных идеалов общества на позитивном уровне, встраивание их во внутренний план личности. Младший школьник начинает задумываться над своим «Я», то есть вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребёнка, происходит естественный отбор нравственных ценностей, оказывающих решающее влияние на всё его последующее развитие. Таким образом, функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется ее неповторимой ценностью в становлении и развитии личности ребенка.

В основу программы легли следующие основополагающие положения:

1)           комплексный подход к формированию ценностных ориентаций, который включает в себя все стороны жизни ребенка:

- учебную (интеграция нравственных ценностей в базовое и дополнительное содержание образования учебных предметов, введение факультатива «Уроки нравственности» во 2-4 классах);

- внеурочную (включение во внеурочную деятельность учебного плана в духовно-нравственное направление с 1 класса в соответствии с ФГОС);

- семейную (организация работы с родителями);

2) ценностный подход к отбору содержания курса и его структурированию;

3) обязательное включение в процесс ценностного самоопределения ребенка всех структурных компонентов нравственных ценностных ориентаций (когнитивный, эмоциональный, мотивационный, деятельностный), рефлексивной сферы личности ребенка;

4) создание условий для интериоризации – экстериоризации ценностей в структуру личности ребенка через определенные методы и приемы.

Целью программы является формирование нравственного, гуманного потенциалов личности младшего школьника, готовой и способной к самоизменению.

Задачи программы:

1.     Приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям и расширять их ценностный кругозор в процессе изучения учебных предметов, факультативного курса, во внеклассной деятельности.

2.     Создать в образовательном процессе особую ценностно-ориентированную среду, в которой приоритетную роль необходимо отводить нравственному содержанию предметов учебного плана; вводить дополнительное содержание образования с позиции формирования ценностных ориентаций; специально отбирать педагогические формы, методы и приемы. При этом позицией педагога является направленность на реализацию воспитывающей и развивающей функций обучения.

3.     Способствовать развитию потребностей поступать в соответствии с общечеловеческими ценностями и мотивов нравственного поведения.

4.     Формировать осознанное волевое поведение, основанное на позиции общечеловеческих ценностных категорий.

5.     Формировать самопознание, самосознание (т.е. осознание собственного «Я», осознание «Я – гражданин России», «Я – член коллектива»), саморегуляцию поведения на основе действий самоконтроля и самооценки.

6.     Формировать способности быть субъектом деятельности и желания самосовершенствовать личностные качества с позиции общечеловеческой нравственности.

7.     Включить родителей в процесс формирования нравственных ценностных ориентаций, активизировать взаимодействие с семьей в области нравственного воспитания.

Основная идея программы: процесс формирования ценностных ориентаций должен осуществляться в неразрывном единстве семьи и школы. При этом важно не навязывать ребенку нравственные идеалы, а создавать условия для того, чтобы ребенок ориентировался в ценностях общества, присваивал их в свой внутренний мир или отвергал. Присвоение общечеловеческих ценностей заключается не только в том, насколько ребенок осведомлен о нормах и ценностях, но и в том, в какой мере у него сформированы потребности и способности поступать в соответствии со своими знаниями, убеждениями; насколько он способен рефлексировать свое поведение, оценивать свои поступки и поступки окружающих с позиции законов общечеловеческой нравственности. При этом учитель является консультантом, помощником в проявлении индивидуальности ребенка, а его лозунг – «Я вместе с вами».

Исходя из анализа педагогической литературы (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Е. Щуркова и др.), современных государственных документов приоритетными в современном образовании являются общечеловеческие ценности, выработанные веками в истории человечества и признаваемые им как всеобщие. Основу содержания воспитания программы составляют ценности, выделяемые большинством авторов: «человек»,  «Земля, Отечество», «общество, коллектив, семья», «мир», «культура», «знания», «труд», «здоровье».

Факультатив рассчитан на 1 час в неделю для учащихся  I ступени обучения (2 – 4 классов), может осуществляться на факультативных занятиях вариативной части учебного плана, введен во внеурочные занятия, предусмотренные базисным учебным планом стандартов второго поколения или на классных часах.

Содержание курса построено по типу «спирали». Каждый год представлен в виде четырех разделов: «Мой мир», «Мир человека», «Искусство общения», «Мир ценностей», каждый из которых  состоит из 8 – 9 занятий

Литература:

1.  Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ РАО; Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения).

2.  Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М.: Просвещение, 2008. – 21 с. – (Стандарты второго поколения).