МБОУ г. Иркутска СОШ №49

Внутреннее меню

Психологи рекомендуют | Первоклассникам | Электронный дневник | Мобильный телефон в школе |

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Механизмы психической подготовки к ЕГЭ

 Стресс – это аромат и вкус жизни, полностью избежать его может лишь тот, кто ничего не делает.

Но кому приятна жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок. 

Г. Селье 

 

Стресс – это  не  то,  что  с  Вами cлучилось,  а  то,  как  Вы  это  воспринимаете. 

 Г. Селье 

 

        Экзамен даже для хорошо подготовленного человека – всегда испытание сил и умений, знаний и находчивости. 

      Слово «экзамен» в переводе с латинского означает «испытание». Вот одно из значений понятия «испытание»; данное в «Толковом словаре» С.И. Ожигова: «Тягостное переживание, несчастье». В соответствии со значением слова, экзамен является источником стресса, как любое переживание, несчастье. 

      И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для одиннадцатиклассников. Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку ребёнку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а, провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше.

***   Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие     дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы»      («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада. 

***  Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний. 

***  Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой. 

***   Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов. 

***   Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло». 

***   И  помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребёнка (ребёнку всегда передаётся волнение родителей), обеспечить подходящие условия для занятий. 

Желаю удачи!

Психолог МБОУ СОШ №49

связаться со мной можно по электронной почте:school49_psiholog@mail.ru