МБОУ г. Иркутска СОШ №49

Внутреннее меню

Психологи рекомендуют | Первоклассникам | Электронный дневник | Мобильный телефон в школе |

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?


   

 

     Проблема использования учениками сотовых телефонов в школе.

  

 Уважаемые родители! Призываем Вас серьёзно отнестись к этой теме    разговора.

 

 Мобильные телефоны в руках учеников – новая проблема учителя современной школы.

Мелодии, мешающие учителю на уроках, отвлекающие внимание подростков smsки, кражи модных моделей телефонов, провоцирующие конфликты в классном коллективе и , как следствие, жалобы родителей. Кроме этого вредное излучение от сотовых вызывает вредное воздействие на здоровье растущего организма.

 

Возможные пути решения проблемы

Сложности с решением данной проблемы обусловлены, в первую очередь, отсутствием общего закона, указа или списка правил, регламентирующих использование мобильных телефонов учащимися в стенах школы. Поэтому на вопрос о том, следует ли разрешать пользоваться ученикам сотовыми в школе, нет однозначного ответа. Проанализировав ситуацию в нашей стране и не только, мы можем сказать, что мнения по этому поводу звучат диаметрально противоположные. Конечно, учащиеся во всех странах выступают против всяческих запретов использования личных телефонов, нам же особенно интересными представляются мнения администрации школ, учителей и родителей. Решить все проблемы можно только сообща, путем составления четких правил, которые примут и дети, и родители, и учителя. Они могут быть записаны в локальном акте или в специальных правилах школы.

Опыт российских школ в решении данной проблемы

Именно таким образом поступают во многих регионах России. Директор средней школы №4 города Ейска (Краснодарский край) принял решение запретить всем ученикам пользоваться сотовыми телефонами во время уроков. И в лицее гуманитарных наук г. Саратова директором Ольгой Сурововой издан приказ, в соответствии с которым детям запрещается пользоваться мобильным телефоном в школе во время уроков, и все ученики под ним подписались. Родители согласны с приказом, понимая, что учеников "мобильники" только отвлекают от учебы, а учителям – мешают вести уроки. Администрация считает, что необходимости в сотовом телефоне нет, поскольку в здании имеется обычный аппарат, с которого ученики могут позвонить родителям. Для детей мобильный телефон, в первую очередь, игрушка, которая часто стоит больших денег. Ее пропажа влечет новые проблемы, которые, к сожалению, придется решать уже с правоохранительными органами.

Во многих школах России занятия проходят в две смены. Часто в этой ситуации администрация школы заключает договор с родителями: тем детям, которые учатся в первую смену, телефоны в школу не дают. А ученики, обучающиеся во вторую смену и возвращающиеся домой поздно, носят с собой в школу "мобильники". Для них телефон - уже не игрушка, а средство обеспечения личной безопасности.

Заместитель председателя комитета по образованию г. Саратова Марина Анатольевна Епифанова подтверждает необходимость использования сотового телефона в школе, но отмечает, что должна быть и культура обращения с ним: скромность, отсутствие бахвальства перед своими одноклассниками, уважение к учителю (никаких разговоров и звонков на уроках). Во всех гимназиях, лицеях и школах Саратова каждый урок начинается со слов: "Господа и дамы, просьба выключить ваши мобильные телефоны!". Но как быть, если ребенок не хочет отключать на уроке любимую "игрушку"? В этом случае можно рассчитывать только на утвержденные школьные правила.

В школах, где запрет на использование учениками мобильных телефонов действует больше года, отмечается более высокий уровень успеваемости. Это не случайно, ведь часто вместо того, чтобы слушать учителя или думать над заданием, учащиеся играют, переписываются sms. Также школьники боятся оставить сотовые без присмотра: бегают с ними на переменах, даже на уроках физкультуры прыгают с сотовыми на шее. С этим нельзя бороться одному классному руководителю, постоянно объясняясь с учителями-предметниками и решая вопросы с родителями по поводу сломанных и потерянных на переменах телефонов.

 

В челябинской школе №112 разработали документ "Правила пользования сотовыми телефонами в школе", в соответствии с которыми во время занятий пользоваться мобильным запрещено, он должен лежать в кармане или портфеле с выключенным звуковым сигналом. Отнимать телефоны во время урока учителю запрещено. Новые правила раздали всем классным руководителям, которые провели специальные классные часы, зачитали ученикам документ вслух, после чего каждый поставил свою подпись. Эта мера способствовала улучшению результативности уроков и повышению уровня успеваемости.

Права учащихся при изъятии телефона учителем

В тех школах, где не проводится широкого обсуждения данного вопроса, учителя часто вынуждены прибегать к изъятию телефонов у школьников на время уроков. Обычно учитель-предметник отбирает сотовый у ребенка, использовавшего телефон во время урока, и отдает классному руководителю. Если такой инцидент повторяется, классный руководитель отдает средство мобильной связи только родителям, что является нарушением Конституции РФ: телефоны принадлежат школьникам на праве собственности, которое передано родителями путем дарения, и подаренный телефон юридически родителям уже не принадлежит. При этом не имеет значения возраст ребенка. Собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектом собственности по своему усмотрению, кроме случаев, предусмотренных законом и другими нормативными актами. В нашем случае таким нормативным актом, ограничивающим использование телефона, может быть локальный акт школы, утвержденный приказом директора и решением совета школы, т. е. в порядке, предусмотренном при принятии локальных актов Уставом школы. За нарушение запрета допускается применение мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных правилами (замечание, вызов родителей, сообщение родителям, выговор и т.п.), однако временное изъятие телефона не может быть предусмотрено в качестве дисциплинарного воздействия. Если же в нарушение права гражданина – собственника его временно лишили прав владения и пользования путем изъятия телефона, то обязаны вернуть отобранное только собственнику, т. е. школьнику. Что касается правовой стороны вопроса, законом предусмотрены т.н. виндикационные (истребование вещи) иски, т. е. иски в суд о возврате неправомерно удерживаемой вещи. Дела с отнятыми у школьников телефонами пока до таких исков не доходят, но по закону это возможно, если телефон не будет возвращен.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы №6 г. Уральска Ольга Ивановна Хлыстова рассказала, что в их школе введены правила внутреннего распорядка для учащихся школы, утвержденные на педсовете. Пользоваться мобильниками во время учебного процесса запрещено. Ученики, приходящие в школу с телефонами, сдают их на хранение и получают мобильники, уходя их школы.

Опыт совместной работы школы и прокуратуры

Прокуратура г. Уральска, проанализировав данные статистики, в марте 2006 года предложила ввести запрет на использование мобильных телефонов в школах, т. к. сотовые в руках учащихся провоцируют серьезные преступления и создают постоянные проблемы для правоохранительных органов. Как нам прокомментировали в прокуратуре, в больше 50 % преступлений объектами посягательств становятся несовершеннолетние, владеющие сотовыми телефонами. Не раз из-за модных моделей телефонов в школах возникали массовые драки, а 31 ребенок стал жертвой только из-за того, что пользовался сотовой связью в стенах школы.

Прокуратура города подала представление в Городской отдел образования с предложением провести в школах родительские собрания и педсоветы, цель которых утвердить новые правила пользования мобильными телефонами в общеобразовательных заведениях. В Городском отделе образования инициативу прокуратуры поддержали. Теперь в г.Уральске действуют правила, регламентирующие порядок использования сотовых телефонов в школах.

Зарубежный опыт решения проблемы

Интересен и зарубежный опыт решения данной проблемы. В США после введения во многих штатах запрета на использование сотовых телефонов в школах возникли жаркие споры. К позиции противников запрета стоит прислушаться. Против выступают как ученики, которые прячут трубки в нижнем белье и в пакетах с завтраком, так и их родители, боясь чрезвычайной ситуации, которая может произойти даже в школе. Они настаивают на том, что дети всегда должны быть на связи. В Нью-Йорке запрет на мобильные телефоны охватил уже все государственные школы города. И жители этого крупнейшего мегаполиса восстают особенно яростно. Еще 18 лет назад в США был принят закон, запрещающий все электронные средства коммуникации в школьных помещениях. Естественно, в то время мобильных средств связи не существовало. Активные участники кампании против запрета на сотовые телефоны пытаются уверить власти в том, что за 18 лет времена изменились, и сегодня мобильный – существенный и необходимый атрибут жизни любой семьи в стране, где до сих пор с содроганием вспоминают 11 сентября 2002 года и неоднократную стрельбу в школах. Напомним, что в России чрезвычайных ситуаций не меньше (мы тоже не можем забыть страшные дни 2004 года в Беслане). Государственная образовательная система Нью-Йорка – одна из самых крупных в США. Нынешний мэр города Майкл Блумберг строго следит за ситуацией и запрет на сотовые телефоны отменять не намерен. По его мнению, сотовые только отвлекают детей, а молодежные банды имеют возможность договариваться о совершении незаконных действий. Кроме того, отсутствие телефона – лучший способ оградить ребенка от порно-контента. Однако, несмотря на все убедительные доводы, бастионам Блумберга в последнее время все сложнее выстаивать под градом упреков родителей и откровенных издевательств подростков. Тем не менее мобильные телефоны пока остаются за пределами школ. Конфликт родителей и властей стал более серьезным после того, как в школах Нью-Йорка (особенно в тех, где нет металлодетекторов, через которые учеников пропускают каждое утро) провели серию случайных облав и проверок. Также в Нью-Йорке создана родительская группа протеста, выступающая против запрета на сотовые телефоны в школах. Президент этой группы, собравшей уже более тысячи подписей под прошением об отмене запретительных мер, аргументирует свою точку зрения еще и тем, что, имея троих детей, заканчивающих учиться в разное время и иногда остающихся на дополнительные занятия, мать не может узнать, когда и в каком здании школы ей надо встретить ребят. Кроме того, как уже упоминалось, наличие сотового у ребенка повышает его безопасность. Для многих родителей это столь весомый аргумент, что они готовы не только выступать на регулярных митингах и собраниях, но и нарушать закон. Некоторые чиновники в правительстве США пытаются ввести законопроект, который может отменить "мобильный запрет". Вероятнее всего, компромиссным вариантом станет использование технологических новшеств. Например, на все телефоны школьников будет в обязательном порядке установлено программное обеспечение, которое запретит прием звонков в школах в течение дня.

Влияние мобильных телефонов на здоровье школьника

Наряду с вышеперечисленными проблемами существует не менее важная: воздействие излучения, исходящего от мобильных телефонов, на здоровье школьника. По данным заведующего лабораторией электромагнитных полей Саратовского Государственного Университета Александра Сомова, который проводит исследования на тему безопасности мобильных телефонов, дети начинают пользоваться сотовой связью уже с 8 лет. Отметим, что некоторые исследователи утверждают, что частое использование мобильного телефона может стать причиной рака, однако экспериментальных данных в России, подтверждающих или опровергающих подобное утверждение, до сих пор представлено не было. Хотя не имеется данных, подкрепляющих обратную точку зрения. Известно, что излучение от мобильных телефонов действительно оказывает биологическое воздействие на мозг человека, но пока не представлены научно обоснованные доказательства его негативности. Тем не менее, специалисты предостерегают родителей и учителей и рекомендуют не разрешать детям чрезмерно часто пользоваться сотовыми телефонами. Согласно исследованиям, проведенным в шведском Каролинском институте, крупнейшем в Европе биомедицинском центре, присуждающем Нобелевские премии по медицине и физиологии, 10 и больше лет пользования мобильным телефоном почти удваивают риск акустической невромы – опухолевидного разрастания ткани слухового нерва. Причем риск ограничен той стороной головы, к которой обычно прижимается телефон. Эксперты рекомендуют ограничивать использование мобильных телефонов в целях предосторожности.

Рекомендации по использованию мобильных телефонов детьми

Британское правительство, учитывая результаты, предоставленные Великобританией, Данией, Финляндией, Норвегией и Швецией – тех стран, где мобильные появились раньше остальных, рекомендовало использовать мобильные телефоны детям до 16-ти лет только для очень важных звонков, т. к. их нервная система пока ещё находится в стадии развития. Недавно по этой проблеме высказался главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко. По его словам, "в данном случае есть определенная обоснованная тревога, т. к. излучение, которое происходит в результате использования мобильных телефонов, имеет определенное вредное воздействие". Основываясь на результатах исследований, специалисты британской Национальной коллегии по радиологической защите (NRPB) сообщили, что серьезной опасности для здоровья от использования мобильных телефонов не выявлено. Тем не менее ученые не советуют пользоваться

сотовыми слишком часто. Особенно это касается детей, которым рекомендуется использовать модели с низким показателем удельной мощности излучения (SAR) или вместо звонков отправлять SMS-сообщения. NRPB призывает полностью не сбрасывать со счетов различные утверждения о том, что мобильные телефоны могут вызвать доброкачественные опухоли, когнитивные расстройства и даже влиять на структуру ДНК.

Роль классного руководителя 
в решении проблемы использования мобильных телефонов

Классный руководитель имеет возможность донести до родителей информацию, касающуюся использования сотовых телефонов их детьми; рассказать об исследованиях влияния на здоровье детей мобильных телефонов, вместе с родителями и администрацией школы выработать рекомендации по безопасному применению данного вида связи. Также на классных часах учитель может обсудить с учащимися все за и против использования мобильных телефонов, провести беседы по формированию культуры поведения владельцев телефонов в современном обществе.

 источник материала  http://www.resobr.ru/