МБОУ г. Иркутска СОШ №49

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ МБОУ города Иркутска СОШ № 49 2013-2014 учебный год 4-11 класс

 I. Анализ учебного плана 2012-2013  учебного года

Целью  учебного плана  2012-2013 учебного года  являлось  … (о идее УП ОУ, если таковая была: через школьный компонент)

В 2012-2013  учебном году  было 41  классов-комплектов:

·        на первой ступени обучения – 18 классов-комплектов, в том числе 3-х классов – 4. Все классы-комплекты обучались по программе «Перспективная начальная школа».

·        на  второй ступени – 21 класс-комплект: 20 классов-комплектов – универсальные, 1 (6Д) СКК.

·        на третьей ступени   обучалось  3 класса-комплекта. Все классы универсальные. 

Инвариантная часть позволила реализовать  федеральный  и региональный компоненты государственного образовательного стандарта, обеспечить овладение выпускниками школы необходимым минимумом ЗУНов, гарантирующим продолжение образования в различных образовательных учреждениях. Инвариантная часть учебного плана  выполнена на 99,9% . Причина невыполнения – длительная болезнь и увольнение учителя технологии (мальчики).

Часы обязательного школьного компонента были направлены на  усиление инварианта, реализации идей программы развития по формированию социальных компетенций и успешной социализации школьников и  реализованы 100 %.

  Часы вариативной части школьного компонента были реализованы на основании образовательного спроса обучающихся и родителей

Часы вариативной части школьного компонента реализованы на 100%. 

Таким образом, учебный план 2012-2013 учебного года  позволил сохранить преемственность образовательных программ, реализовать задачи Программы развития школы,  способствовал полноценному базовому образованию, обеспечивая условия для становления личности в качестве активного субъекта социализации через социальные позиции человека, гражданина, профессионала. 

II.               УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 2013 - 2014 учебный год.

ГОС - 2004 

1.                Общие положения

1.1. Учебный план МБОУ  г. Иркутска СОШ № 49 на 2013/2014 учебный год является нормативным документом, определяющим максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время (аудиторную нагрузку), отводимое на освоение содержания образования, по классам, учебным предметам по классам и параллелям.

1.2. Нормативно-правовой основой учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Иркутска СОШ № 49 являются: 

 

·        Закон Российской Федерации «Об образовании», 1996г. с последующими изменениями и дополнениями;

·        Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);

·        Приказ Минобразования России от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089»;

·        Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2012 № 1067  «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» на 2013/2014 учебный год;

·        Письмо Минобрнауки России от 28.02.2012 № МД - 172 03 «О федеральных перечнях учебников»

·        Распоряжение  Правительства Российской Федерации от 28 января 2012г. №84-р по введению 20122013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»

·        Пписьмо министерства образования Иркутской области от 07.02.2012  №55-37-874/12 «О подготовке к введению ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Иркутской области в 2012-2013 учебном году»

·        Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России  от 25.11.2009  № 03-2375 «О преподавании учебных предметов по истории и культуре религий в школе»;

·        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.  "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

·        Письмо  Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 6 октября 2011 г. № 01/12677-1-2);

·        Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.09.2010 № ИК-1374/19 и письмо Министерства спорта и туризма Российской Федерации  от 13.09.2010 № ЮН-02-09/4912

·        Письмо  Минобрнауки РФ от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отне­сенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»

·        Приказ Минобрнауки РФ от 9 марта  2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

·        Распоряжение министерства образования  Иркутской области от 12.08. 2011 г. № 920-мр «Об изменениях в региональном учебном плане для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. №1312» (продлён Распоряжением министерства образования Иркутской области от 13.05.2013. № 471-мр на 2013/2014 учебный год);

·        Письмо Министерства образования Иркутской области от 22.05.2012 № 55-37-4245/12 «О формировании учебных планов общеобразовательных  учреждений»;

·        Приказ департамента образования г.Иркутска от 10.04.2013г. №214-08-592/13 «О формировании учебных планов образовательных учреждений г. Иркутска, реализующих программы общего образования на 2013/2014 учебный год»;

·        Методические рекомендации МОУ ЦИМПО г.Иркутска от 29.04.2013 г. № 267  «О программно-методическом обеспечении учебного плана для общеобразовательных учреждений города Иркутска в 2013-2014 учебном году»;

1.3. Содержание и структура учебного плана определяются целями, задачами и спецификой образовательной деятельности МБОУ г. Иркутска СОШ № 49, сформулированными в Уставе МБОУ г. Иркутска СОШ № 49, годовом плане работы ОУ, программе развития «Школа успешной социализации личности: человека, гражданина, профессионала».

Цели МБОУ г. Иркутска СОШ № 49: Создание условий становления личности в качестве активного субъекта социализации через социальные позиции человека, гражданина, профессионала.

1.4.Цели и задачи образования в  МБОУ г. Иркутска СОШ № 49:

  • создание условий для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;
  • создание условий для получения качественного образования,
  • предоставление обучающимся возможности самоутверждения и самореализации.
  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
  • формирование у обучающихся гражданской ответственности, активной жизненной позиции, высокого уровня гражданского самосознания;
  • развитие информационной и коммуникативной культуры подростков.
  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

1.5. Учебный план в 2013-2014 учебном году составлен для следующих классов-комплектов:

на 1 ступени обучения: 4а,4б,4в,4г (универсальные).

на 2 ступени обучения: 20 классов-комплектов, в том числе 19 классов универсальные  и  1 класс - 7Д (СКК);

на 3 ступени обучения: 2 класса (универсальные).

1.6. Учебный план для 4-11 классов разработан на основе регионального базисного учебного плана, обеспечивает реализацию федерального компонента государственного стандарта общего образования, развитие регионального компонента содержания общего образования и условия для реализации компонента образовательного учреждения. Базисный учебный план состоит из трех частей: федеральный компонент, региональный компонент и школьный компонент.

Федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования. Содержание компонента определяется федеральными программами и учебниками.

Региональный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в регионе, которое простроено в соответствии с заказами и спросом на образовательные услуги. Предметы и курсы регионального компонента содержания общего образования направлены на формирование компьютерной грамотности, освоение информационно-коммуникационных технологий для дальнейшего их применения; изучение природно-климатических и социально-экономических особенностей, истории и культуры Иркутской области с использованием краеведческого материала;  социализацию выпускников.

Школьный компонент учебного плана направлен на увеличение учебных часов, отводимых на изучение обязательных предметных областей; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы учащихся.

1.7. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании Российской Федерации» для детей, временно или постоянно не посещающих общеобразовательные учреждения по состоянию здоровья, организуется обучение на дому по индивидуальному учебному плану.

 

2.     Реализация учебного плана

2.1. Особенности учебного плана 4-х классов

Учебный план  для  4-х классов разработан на основе РБУП и завершенной предметной линией «Перспективная начальная школа», обеспечивая овладение выпускниками школы необходимым минимумом ЗУНов, гарантирующим продолжение образования.

В федеральном компоненте учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Данный компонент учебного плана включает предметы:

- «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир» реализуются в соответствии с заявленным УМК «Перспективная начальная школа»;

- «Иностранный язык» (представлен только «Английским языком») с делением на группы во всех классах по программе Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н. к УМК «Enjoy English»;

- «Технология» реализуется в соответствии с заявленным УМК;

- образовательная область «Искусство» представлена часами «Музыка» (1 час) и «Изобразительное искусство» (1 час), которые реализуются по программам: «Музыка» - В.В.Алеева, Т.И.Науменко, «Изобразительное искусство» - Кузина В.С.;

- «Физическая культура» по программе В.И. Ляха, А.А. Зданевича.

- область «Основы религиозных культур и светской этики» представлена курсом «Основы светской этики» (индивидуальные учебные планы прилагаются). Введение других модулей в параллели 4-х классов не предусмотрено на основании выбора

родителей.

Региональный компонент включает:

- информатика – с делением на группы по программам Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова;

- «Русский язык» и «Литературное чтение» для реализации государственных программ инварианта.

Компонент образовательного учреждения предусматривает:

- реализацию  задач Программы развития  школы по духовно-нравственному воспитанию. Данное направление представлено курсом «Уроки нравственности» по адаптационной  программе учителя МБОУ СОШ № 49 Калининой Л.В. «Уроки нравственности» в 3-х, 4-х классах.

 

2.2.Особенности учебного плана 5-х – 9-х классов

 

На 2 ступени обучения инвариантная часть РБУП соответствует базисному учебному плану при изучении предметов с сохранением принципа преемственности с начальной школой. Это позволяет  обеспечить адаптацию школьников 5  классов к новым условиям и формам обучения.

В 2013-2014 уч.году на второй ступени обучения 19 универсальных классов-комплектов.

Федеральный компонент учебного плана  универсальных классов включает:

В образовательной области «Филология» изучение предмета «иностранный язык» с 5-9 класс представлен только английским языком

по программе Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н. к завершенной предметной линии  «Enjoy English» в 5-8 классах с делением на группы в 5-х, 6-х, 7А, 7Б, 7В,8А,8Б, 8В классах,

- в 7Г (неукомплектованный класс) - без деления на группы;

·              по программе Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. для 5-9 классов общеобразовательных учреждений к УМК Счастливый английский.ру:

9А класс - с делением на группы;

8Г, 9Б, 9В (неукомплектованные классы) – без деления на группы.

Образовательная область «Математика» в 7-9 классах представлена предметами «Алгебра» (3 ч.) и «Геометрия» (2 ч.).

В образовательной области «Обществознание» с 6-го класса реализуется предмет «Обществознание» по 1 часу в неделю.

Образовательная область «Естествознание» в 5-6 классах реализуется по 1 варианту:

- в 5-х классах изучается предмет «Природоведение» (по 2 часа в неделю);

- в 6-х классах - предмет «География» и «Биология» по 1 часу в неделю.

Образовательная область «Искусство» согласно примерным государственным программам основного общего образования по направлению «Искусство» представлена:

- в 5-7 классах реализуются  предметы «ИЗО» и «Музыка» по 1 часу в неделю;

- в 8 классе - предмет «Музыка» (1 час в неделю);

- в 9 классе – предмет «Черчение» (1 час в неделю).

В образовательной области «Физическая культура» изучение предмета «Физическая культура» осуществляется на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича, по 3 часа во всех классах;

Образовательная область «Технология»: представлена предметами: в  5-7 классах «Технология»– по 68 часа (по 2 часа в неделю); в 8 классах –по 34 часа (по 1 часу в неделю).

Реализация регионального компонента учебного плана осуществляется по следующим направлениям:

В образовательной области «Филология»:

- в 5-7 классах – «Русский язык» с целью выполнения государственных программ инварианта;

- в 5-х  классах введен курс «Литература Восточной Сибири»;  в 6-х классах продолжается изучение данного курса (второй год реализации).

Образовательная область «Технология» в региональном  компоненте  в 8-х и 9-х классах представлена предметом «Технология» с целью организации преемственности в изучении программ (по одному часу в неделю).

В области «Физическая культура» введен предмет ОБЖ в 5-х,6-х,7А, 7Б, 7В. 7Г, 9-х классах по 1 часу в неделю.

Образовательная область «Информатика» - в 5-х ,6-х,7А, 7Б, 7В классах с делением на группы, в 7Г (неукомплектованный класс) без деления на группы по программам Босовой Л. Л. «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы (по 1 часу в неделю).

В области « Естествознание» с целью знакомства с географией родного края введен курс «География Иркутской области» в 8-х,9-х классах по 0,5 часа.

Компонент образовательного учреждения представлен обязательным школьным компонентом и вариативной частью.

В параллелях 5 - 7 классов деление на группы не предусмотрено.

В ОШК введены следующие предметы:

в области «Филология» с целью повышения культуры устной речи, культуры общения; языковой грамотности  и интеллектуальных способностей, введены следующие курсы, рассчитанные на 34 часа (по 1 часу в неделю):

- в 7-х  классах  -  «Ступени   творчества»  по  программе  элективного  курса  И. В. Дубовик  (утверждена ЦИМПО, ГКМС,  пр. №3 от 25.05.2010);

- в 9-х классах – «Создание сложного изложения»

в области «Математика»:

- в  7-х  классах   «Первый  кит  алгебры»  по  программе  элективного курса  И. А. Барахтенко  (утверждена ЦИМПО ГМС пр.№3 от 20.05.10г) – 1 час в неделю;

- в 8-х «Задачи с параметрами» по программе Н.В.Быстровой (утверждена ЦИМПО протокол № 36 от 21.05.09) – 1 час в неделю;

- в 9-х классах «Наедине с математикой» - 1 час в неделю

в области «Обществознание»:

- в 5-х классах в рамках преемственности и с целью обеспечения благоприятного адаптационного периода при переходе на 2 ступень  обучения введен курс «Хочу, могу, надо»  по адаптационной  программе факультативного курса  Л. Г. Кузнецовой (утверждена ЦИМПО, ГКМС , пр.№ 2 от 25.03.10г._ 1 час в неделю;

в области «Естесствознание»:

- для подготовки детей  к осознанному хозяйствованию в Байкальском регионе в ХХI веке в 6-х классах введен курс «Байкаловедение»

С целью создания условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и личностному самоопределению введена предпрофильная подготовка (0,5 часа в неделю в 9-х классах).

Вариативная часть представлена различными областями:

·        в области «Филология» с целью с целью повышения культуры устной речи, культуры общения, языковой грамотности  и интеллектуальных способностей, введены следующие курсы:

- «Наши имена» в 5Б, 5Г классах (по 1 часу в неделю);

- «Занимательная орфография» в 6А, 6Г классах (по 1 часу в неделю);

- «Ступени творчества» в 6Б, 6В классах (по 1 часу в неделю);

- «Основы научно-исследовательской деятельности» в 8А, 8Б классах (по 1 часу в неделю).

·        в области «Естествознание»

«Решение задач по химии или первые шаги» – 8Г

«Металлы жизни в экспериментах»– 9А, 9Б

«В царстве кристаллов» – 9А

- в 8А, 8Б, 8В, 9А классах курс «Физика за чашкой чая», рассчитанный на 0,5 часа в неделю по  программе  В.А.Чащиной;

Решение задач по химии или первые шаги – 8А (0,5 час в неделю) по программе Л.А. Дьячковой, Е.Ф.Гуровой;

- в 8Б, 8В классах -  «Занимательные опыты» (0,5 час в неделю);

·        в  области «Обществознание» для реализации программы развития школы по гражданскому воспитанию в 5А, 5В классах введен курс «Открой свой край», в 7А, 7Б, 7В классах - курс«Иркутсковедение»

- в 7Г, 8-х  классах с целью профессионального самоопределения введен курс «Я в мире профессий» (0,5 час в неделю);

- в 9В, классес целью социализации введен курс «Человек в едином мире»;

·        в области «Информатика» в 9А, 9Б классах введен курс «Создание и обработка изображений  с помощью редакторов Gimp и OpenOffice.org Draw» (0,5 час в неделю) по программе учителя информатики Столбовой Е.С. и Черных Е.Ю.

 

2.4.Особенности учебного плана 10 – 11-х классов

 

В  МБОУ г. Иркутска СОШ № 49  сформирован один десятый (универсальный) класс, один одиннадцатый (универсальный) классы.

Федеральный базисный учебный план для 10-11 классов ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования. Принципы построения федерального базисного учебного плана для 10-11 классов основаны на идее базового федерального компонента государственного стандарта. Он включает в себя базовые общеобразовательные предметы, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся, предметы регионального компонента и элективные учебные курсы.

Федеральный компонент учебного плана составляет не менее 75% от общего нормативного времени, устанавливается РФ и обеспечивает единство образовательного пространства в стране, является инвариантной частью содержания общего среднего образования, включает учебные курсы:

- курсы «Всеобщая история» и «История России» в учебном плане старшей школы и в школьном журнале записываются под одним общим названием «История».

- интегрированный учебный предмет «Обществознание» (по 2 часа в неделю) включает разделы «Экономика» и «Право».

- иностранный язык представлен только английским языком с делением на группы по программе Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н. к завершенной предметной линии  «Enjoy English»в 11А классе и программе Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. к УМК Счастливый английский.ру в 10А классе

- предмет «информатика и ИКТ» с делением на группы по программам Угринович Н.Д.  на базовом уровне (10 – 11 класс);

-изучение естественнонаучных дисциплин в 10-11 классах обеспечено отдельными предметами «Физика», «Химия», «Биология». «Биология» изучается по 1 часу в неделю (68 часов соответственно за 2 года), «Химия»  - по 2 часа в 10 классе, 1 час – в 11 классе (103 часа за 2 года), «Физика» - по 2 часа в неделю (всего 136 часов за 2 года).

- при изучении предметов «Физическая культура» и «Технология» предусмотрено деление на группы.

Региональный компонент учебного плана представлен следующими предметами:

- Курс по изучению историко-культурного наследия края представлен предметом  «История Сибири с древнейших времён до начала 21 века» - 1 час в неделю в 10А классе по авторской  программе,  составители И.И.Запорожченко, А.Е.Борзина.  Сборник программ «Иркутсковедение», Иркутск, 2010.

- направление по психологии социальной и межкультурной компетентности  представлено курсом «Психология семейных отношений» (11А класс), рассчитанный на 1 час в неделю по адаптационной программе М. Г. Бочило, утвержденной ЦИМПО ГКМС, пр. № 2  от 06.06. 2011г.

 

Часы обязательного школьного компонента направлены на:

Направление

Класс

Предмет

Часы

Примечание

Усиление инварианта (введение часов, не предусмотренных РБУП, но необходимых для выполнения учебной программы и подготовке к ЕГЭ)

10А

Алгебра

1

Без деления на группы

10А

11А

Задачи с параметрами

1

Без деления на группы

11А

Алгебра в деталях

1

Без деления на группы

10А

 

Современный отечественный литературный процесс

1

Без деления на группы

Развитие коммуникативной культуры и социальных компетенций

11Б

Культура русской речи

1

 

Без деления на группы

10А

Создай себя

1

Без деления на группы

Всего:

 

Программ 5

Часов 6

Групп 6

 

Занятия по выбору направлены на расширение и углубление знаний, умений, способов деятельности в той или иной образовательной области, что способствует, социализации личности школьников, профессиональному самоопределению, подготовке к итоговой аттестации. Группы составляют не менее 12 человек.

Особенностью занятий по выбору является следующее: в предметных областях:

Ø «Филология»:

- курс «Основы научно-исследовательской деятельности» - 10А класс,

- курсы «Русский язык для старшеклассников» (2 часа в неделю),

«Текстоведение» (1 час в недеолю) - 11А класс,

«Читаем и пишем по-английски» ( 1 час в неделю) - 10А, 11А классы;

Ø  «Естествознание»:

- «Мир поиска и открытий» - 10А, 11А классы;

- «Решение генетических задач» - 10А, 11А классы;

- «Методы решения физических задач» - 11А класс;

- «Пищевые добавки» - 10А, 11А классы,

Ø «Обществознание»:

- «Секреты русской дипломатии» - 11А класс;

- «Обществознание» - 10А класс;

- «Шаг к себе» - 11 класс.

 3.Режим работы

3.1. МБОУ  г. Иркутска СОШ № 49  в 2013/2014 учебном году работает по шестидневной рабочей неделе.

3.2. Начало учебного года с 1 сентября. Продолжительность учебного года –34  учебные недели.

3.3. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.

3.4. Продолжительность урока в 1 смене - 45 минут, во второй смене  – 40 минут,  при этом обеспечивается исполнение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПин 2.4.2. № 1178-02).